Введение 3
1. Теоретические основы принципа разделения властей 5
1.1. Разделение властей в истории политико-правовой мысли 5
1.2. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г. 12
2. Реализация принципа разделения властей 15
2.1. Законодательные органы государственной власти 15
2.2. Исполнительная власть: система, функции 18
2.3. Судебная власть: система, функции 20
Заключение 24
Библиографический список 26
Читать дальше
Исходя из основных положений теории разделения властей, выделя-ют исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. Принцип разделения властей позволяет разным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному утверждению все более сбалансирован-ных взаимоотношений между всеми ветвями власти.
Принцип разделения государственной власти действует как на феде-ральном, так и на региональном уровне.
Таким образом, речь идет не только о разделении государственной власти по горизонтали, но и по вертикали. В последнем случае, примени-тельно к судебной власти, – о судебном федерализме как форме организа-ции органов правосудия в федеративном государстве. Становление судеб-ной власти, основанное на принципе судебного федерализма, началось по-сле принятия Конституции РФ.
В демократическом федеративном правовом государстве разделение властей является важным принципом организации органов государствен-ной власти, поскольку позволяет избежать концентрации власти в одних руках, что рано или поздно приводит к злоупотреблению ею и утвержде-нию тоталитарных форм правления. Более того, данный принцип осу-ществления государственной власти позволяет разным ветвям власти кон-тролировать друг друга через так называемую систему сдержек и проти-вовесов и тем самым способствует «последовательному утверждению все более сбалансированных взаимоотношений между всеми ветвями власти».
Система противовесов и сдержек – это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в од-них руках – Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои право-мочия, другие имеют право на применение решительных мер в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.
Главный принцип системы сдержек и противовесов – все три ответв-ления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.
В завершении данной работы целесообразно обозначить следующие выводы:
Конституцией 1993 года, провозгласившей принцип разделения вла-стей с явным дисбалансом в системе сдержек и противовесов – наполнени-ем данного принципа, была введена в действие бомба замедленного дей-ствия. Сформировавшаяся конструкция власти с сильным Президентом, проводящим свою политику через аппарат бюрократии, аморфным пар-ламентом и судебной властью, неспособной повлиять на административ-ный произвол, защитить от него граждан, создала политическое простран-ство с имитацией конкуренции, что в свою очередь дало толчок к возник-новению недобросовестной конкуренции в экономике.
Таким образом, разделение властей дает гарантию взаимного кон-троля между ветвями власти за законностью решений друг друга, подра-зумевает невозможность узурпации власти, вызывает необходимость дого-вариваться между собою разным политическим силам и принимать взве-шенные решения в разных сферах. Полное разделение полномочий вряд ли возможно или желательно, но в современном демократическом госу-дарстве стремятся их разделить максимально, как и обеспечить взаимный контроль. Сама по себе модель разделения властей на ветви требует не только принятия данного принципа в конституционном законодательстве, но и неукоснительного исполнения данного принципа на практике, иначе свободы она не обеспечит.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправ-ках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 31. – Ст. 4412.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведо-мости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 14 июня. – 1990. – № 2. – Ст. 22.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 1993г. № 4-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практи-ки досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1994. – № 1.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998г. № 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 52. – Ст. 6447.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999г. № 2-П по делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 6. – Ст. 866.
7. Решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2010г. № ГКПИ10-1196 // СПС КонсультантПлюс
Специальная литература
1. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства Российской Федерации в регулировании принципа разделения властей. – Ростов н/Д, 2022. – 321 с.
2. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 2018. – № 3. – С. 10-19.
3. Гончаров А.Н. Современные тенденции развития и реализации принципа разделения властей в странах мира // Новый взгляд: сб. науч. работ / Под ред. В.И. Веленто, Н.А. Волкович. – Гродно, 2019. – 211 с.
4. Гончаров В.В., Жилин С.М. Понятие исполнительной власти, ее ме-сто в механизме государственной власти в Российской Федерации: консти-туционно-правовой анализ // Право и политика. – 2018. – № 2. – С. 310-322.
5. Дубовицкий В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: по-нятие и система органов. – Минск, 2019. – 342 с.
6. Каллагов Т.Э. Конституционно-правовой статус Президента Россий-ской Федерации в системе органов государственной власти // Юстиция. – 2018. – № 1. – С. 4-9.
7. Книги 1, 2, 3: Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И.С. Нар-ского. – М.: Мысль, 2018. – 986 с.
8. Книпер Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы раз-граничения судебной и законодательной власти // Государство и право. – 2018. – № 8. – С. 6-17.
9. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: тре-угольник с одним углом. – М.: Институт права и публичной политики, 2019. – 463 с.
10. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учеб. пособие / В.В. Лазарев. – М. :Юрайт, 2019. – 674 с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 17. – 650 с.
12. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. – М., 2020. – 765 с.
13. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 765 с.
14. Пилия Д.Э. Система и структура органов исполнительной власти Республики Абхазия // Административное и муниципальное право. – 2019. – № 6. – С. 31-34.
15. Разделение властей: эффективность государственного управления или обеспечение прав и свобод?: аналит. обзор, февр. 2018, Россия, Ин-т права и публичной политики. – М.: Институт права и публичной политики, 2018. – 334 с.
16. Рогачевская Ю.Е. История возникновения теории разделения властей // Студенческий форум: научный журнал. – 2022. – № 8(187). Часть 1. – С. 61-62.
17. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2021. – 674 с.
18. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2018. – 988 с.
19. Яблонская А.Б. Контрольная функция органов законодательной вла-сти Российской Федерации // Гражданин и право. – 2019. – № 2. – С. 20-34.
Читать дальше