Титульный лист 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть. 4
Определение терминов 4
Деятельность педагога-психолога 4
Психологическое сопровождение учебной деятельности 5
Уровни психологической профилактики 9
Технология и средства психологической профилактики 11
Принципы, методы, условия эффективной профилактики девиантного поведения. 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения (таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.п.) 20
Читать дальше
Итак, мы определили понятие, структуру и важность профилактики как одного из направлений деятельности педагога- психолога.
Определили, что основными видами работы педагога-психолога являются: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работы на практике существуют только в единстве и взаимодействии.
Профилактика в зависимости от цели работы педагога-психолога может рассматриваться, как конкретный профессиональный вид его деятельности и как одна из нужных задач любой другой его деятельности.
Психологическая профилактика - это смыслообразующий компонент деятельности педагога –психолога.
Раскрыты и систематизированы основные характеристики психологической профилактики, составляющие ее модель и отражающие ее роль и место в психологической службе.
Выявлено, что установка на профилактическую задачу любого вида деятельности педагога-психолога является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности, способствующей обогащению других видов его работы за счет активизации положительных процессов и раскрытия внутренних ресурсов личности того, с кем он вступает во взаимодействие.
Сформулированы наиболее важные показатели профилактической направленности деятельности педагога- психолога и уточнены их составляющие.
Сущность профилактики заключается в обеспечении условий полноценного развития человека на основе его способностей к саморегуляции и самоактуализации;
Специфика профилактики заключается в отсутствии особенных средств ее осуществления и в особенности ее целеопределения, поэтому психопрофилактика может рассматриваться как самостоятельный профессиональный вид деятельности педагога- психолога и как одна из необходимых задач любого другого вида его работы, как компонент деятельности педагога-психолога;
К особенностям ее организации относится знание о наличии теоретической модели психологических условий оптимизации профилактической деятельности психолога, а также желание, возможность и необходимость реализовать их в своей практической работе.
Для реализации задач психологической профилактики применяются следующие средства, требующие психологической подготовки от их организатора: 1) лекция; 2) научный семинар; 3) научно-практический семинар; 4) семинар-тренинг; 5) консультирование; 6) самообразование.
Читать дальше
1 Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития : монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. — Москва : Наука, 2020. — 213 с.
2. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г. И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 350 с.
3 Ильина, О.И. Моделирование технологий психологического просвещения и психопрофилактики в работе психолога образовательной организации : учебно-методическое пособие / О.И. Ильина, И.В. Носко, С.Н. Бушкова. – Владивосток : Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. – 64с..
4.Отарова Р. В.Практическая психология образования.. Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
5.Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. Методология и организация : учеб, пособие. Саратов, 2018. С. 15. 30
6.Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И. В. Дубровина [и др.] ; под общ. ред. И. В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 528 с.
7 .Психологическая служба: учебно-методическое пособие / Е. В. Матвеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Матвеевой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2017. – 63 с.
8. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие) [Электрон. ресурс] //PEM:Psychology. Educology. Medicine. – 2013. – № 1.sr; – 75 с.
9.Богданович, Н. В. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / И. В. Богданович, В. В. Делибалт // Вестник практической психологии образования. — 2020. — Т. 17. — №2. — С. 87—96.
10.Лукьянова, М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы Текст. / М.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2020. -№3. - С. 6-10.
Читать дальше