Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует нарушению прав человека. Компоненты гражданского общества – институты и формирования – обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. Структура – внутреннее обустройство - отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями.
Важным элементом современного представления о гражданском обществе является его устойчивая взаимосвязь с государством. Отделенность гражданского общества от государства и его взаимосвязь с государством концептуально различны, но при этом их отношения подчиняются «закону единства и борьбы противоположностей». Гражданское общество можно рассматривать как вариант организованного публичного пространства, в котором каждая отдельная личность/группа может сохранять свой уникальный образ жизни, при условии, что это не нарушает права и такую же уникальность своих сограждан.
Ключевым условием формирования гражданского общества является создание правового государства, в котором происходит не только соблюдение всех принятых и опубликованных актов права, но и в котором права человека и гражданина являются высшей ценностью;
Проблемы формирования гражданского общества, которые заключаются в следующем:
- сама новизна, которая может порождать различные ошибки;
- неодинаковость развития регионов России по культурному и социально-экономическому развитию;
- несмотря на то, что периодически возникают идеи, которые преподносятся как национальные, настоящей таковой идеи на сегодняшний день в нашем обществе нет, поэтому нация должна быть консолидирована на ее разработку;
- достаточно трудно отказаться от системы ценностей, которая была сформирована еще в социалистическом прошлом.
Создание системной концепции гражданского общества – теоретическая и практически-политическая потребность формирующейся российской демократии, так как гражданское общество – основа демократического устройства, а его становление – гарантия демократических перемен. Зрелое гражданское общество создает правовую основу демократической государственности.
Читать дальше
В результате исследования, проведенного на основании анализа нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, а также материалов судебной практики можно прийти к следующим выводам.
Для тех случаев, когда местонахождения гражданина длительное время является неизвестным, законодателем предусмотрено два механизма урегулирования такой ситуации в целях защиты интересов и имущества самого гражданина и заинтересованных лиц – признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.
Основное отличие в выборе одного из указанных механизмов заключается в продолжительности отсутствия гражданина и обстоятельства, при которых он пропал.
Безвестно отсутствующий - лицо, место пребывания которого неизвестно в течение одного года, в отношении которого судом вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, что предполагает наступление соответствующих правовых последствий. Институт безвестного отсутствия является средством защиты не только самого отсутствующего, но и связанных с ним какими-либо правоотношениями лиц, а также общества и государства.
Механизм объявление гражданина умершим предусмотрен на случай его отсутствия более пяти лет, либо для тех случаев, когда пропал в связи с военными действиями либо при угрожающих жизни обстоятельствах.
Применение этих положений зависит от конкретной жизненной ситуации, вызывающей неопределенность в действующем правоотношении.
При рассмотрении подобных дел необходимо помнить о том, что устранение состояния неопределенности неразрывно связано с правами гражданина, в отношении которого заявлено требование, а также правами иных лиц, имеющих в такой ситуации правовой или иной интерес.
Практика реализации правовых норм вскрывает основные проблемы правового регулирования безвестного отсутствия и объявления умершими граждан. Безвестное отсутствие гражданина прерывает не только гражданско-правовые, но и другие связи, регулируемые иными отраслями права, что вызывает необходимость создания норм в различных нормативно-правовых актах.
Изложенное позволяет заключить, что представленные ныне в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве Российской Федерации правовые механизмы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим несовершенны. В силу неполноты и неясности они не исключают судебной ошибки.
Надо полагать, что следовало бы установить в российском законодательстве правила об обязательном предварительном порядке рассмотрения данных заявлений нотариусами. Данные органы от имени Российской Федерации обеспечат объективное исследование возникших вопросов. Такая мера позволит определить, насколько устранение неопределенности путем признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим соответствует соблюдению прав заинтересованных лиц.
Учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм ГПК РФ, ГК РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжить комплексное исследование проблем, связанных с делами о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с целью выработки конструктивных предложений, направленных на выявление и устранение причин безвестного исчезновения людей, совершенствование правового регулирования судопроизводства по рассматриваемым категориям дел.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
7. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
Научная и учебная литература
8. Беспалов Ю.Ф. Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим: некоторые теоретические и практические аспекты // Нотариус. – 2018. – № 7. – С. 38 - 40.
9. Закаряева М.М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 7. – С. 90 - 99.
10. Прицкер Э.В., Цыбизова Н.А. К вопросу о признании должников безвестно отсутствующими на основании материалов судебных приставов-исполнителей // Российская юстиция. – 2019. – № 8. – С. 56 - 59.
11. Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография / А.С. Ворожевич [и др.]. – М. : Статут, 2022. – 350 с.
12. Шодонова М.Э., Дугарон Е.Ц. Проблемы института безвестного отсутствия // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 3. – С. 23 - 27.
Материалы судебной практики
13. Определение Конституционного Суда РФ от 07.11.2013 № 1733-О // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2020 г. по делу № 33-12201/2020 // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
Читать дальше