Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе. Договор был подписан 29 мая 2014 года президентами Беларуси, Казахстана и России. Он вступил в силу 1 января 2015 года. С 2 января к Договору присоединилась Армения, а в мае того же года — Кыргызстан.
В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.
Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Суд Евразийского экономического союза. Вопросы бюджета находятся в ведении Высшего Евразийского экономического совета, а контроль осуществляется группами представителей соответствующих органов государственного финансового контроля государств-членов.
Договором устанавливаются следующие единые принципы регулирования торговли товарами в пределах единой таможенной территории ЕАЭС: В рамках Таможенного союза государств-членов:
1. функционирует внутренний рынок товаров;
2. применяются единый таможенный тариф ЕЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
3. действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;
4. осуществляется единое таможенное регулирование;
5. осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного.
Договором устанавливаются правила функционирования внутреннего рынка, в рамках которого «во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
В рамках единой таможенной территории ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере защиты прав потребителей, гарантирующая их соблюдение применительно ко всем лицам, проживающим на территории ЕАЭС.
Как уже говорилось ранее цель создания ЕЭС — сбалансированное экономическое развитие государств-членов. Среди основных ее направлений — реализация интеграционного потенциала ЕАЭС и конкурентных преимуществ каждого государства-члена, создание условий для повышения внутренней устойчивости их экономик и устойчивости к внешнему воздействию. При этом ориентирами устойчивого экономического развития выступают количественные значения следующих макроэкономических показателей: соотношение государственного долга и ВВП, уровень инфляции и дефицит бюджета.
При продаже товаров между государствами - членами ЕЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения) существуют определенные особенности: нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы.
В ЕАЭС применяются единые принципы взаимодействия в сфере налогообложения, предполагающие, в частности, взимание налогов, сборов и платежей на ввозимые из соседних государств — членов Союза товары на условиях не менее благоприятных, чем для аналогичных товаров местных производителей. Таким образом, запрещена дискриминация поставок товаров из соседних государств, например, по НДС и акцизам.
При экспорте товаров в государства - члены ЕЭС применяется ставка НДС 0% или освобождение от уплаты акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта согласно Протокола о косвенных налогах. В п. 4 Протокола о косвенных налогах перечислен список документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС и освобождения от уплаты акциза.
По товарам, импортируемым на территорию России с территории государства - члена ЕАЭС косвенные налоги в виде НДС и акцизов уплачивают юридические лица и индивидуальные предприниматели - собственники ввезенных товаров. Взимают данные налоги налоговые органы.
Исключение составляют только акцизы по маркируемым товарам, ввозимым на территорию России с территории государств-членов ЕАЭС, которые взимаются таможенными органами России.
Применение специальных налоговых режимов, а также освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС согласно статьям 145 и 145.1 НК РФ не освобождает от обязанности уплачивать косвенные налоги при ввозе товаров и от исполнения обязанностей налогового агента по НДС при приобретении работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.
Налоговая база по НДС определяется на основе стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Налоговая база при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров определяется как:
• объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки;
• расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены;
• комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.
Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию Российской Федерации:
• товаров, которые не подлежат налогообложению при их ввозе на территорию РФ. Перечень таких товаров указан в статье 150 НК РФ;
• товаров, которые ввозятся на территорию РФ физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
• товаров, импорт которых на территорию РФ с территории другого государства-члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Во второй главе выпускной квалификационной работы на примере компании ООО «Лунсин» отражены на счетах бухгалтерского учета операции по импорту запасных частей для спецтехники, ввозимой из Казахстана, а также заполнена декларация о косвенных налогах по отраженным операциям. Далее во второй главе обозначена проблема, возникшая в связи с вступлением РФ в ЕАЭС. Вступление России в ЕАЭС повлекло за собой одну довольно сложную в понимании и решении проблему – серый импорт, возникающий вследствие отсутствия должного таможенного контроля во всех странах-участницах ЕАЭС, а также существенное различие фискальной нагрузки на производителей стран-участниц.
В третьей главе приведены предпринимаемые государствами членами ЕАЭС мер на устранения выявленной проблемы в отношении серого и черного импорта. Так, с целью сокращения рисков, связанных с незаконным ввозом товаров на территорию стран членов ЕАЭС Правительствами стран-участниц принимаются меры по предотвращению данной проблемы, среди которых маркировка некоторых товаров, позволяющая отслеживать продукцию на всех этапах их жизненного цикла.
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что налогоплательщик – российская организация, отправляющая на экспорт товары в страны-члены ЕАЭС, импортирующая из стран-ЕАЭС товары, в своей практической деятельности не заметит огромной разницы между нормами НК РФ и Протоколом о косвенных налогах, но все-таки некоторые различия существуют.
Помимо успехов ЕЭС в виде создания единого внутреннего рынка с четырьмя свободами передвижения, содействия увеличению взаимной торговли между государствами-членами Союза, содействия увеличению доли товаров с более высокой добавленной стоимостью во взаимной торговле, существуют и определенные риски интеграции в ЕЭС, такие как поставка товаров по схемам серого и черного импорта, что может негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности компании (иски потребителей при поставке некачественной продукции, претензии со стороны налоговых и таможенных органов и т.д.)
Таким образом, резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что цели и задачи исследования полностью раскрыты в выпускной квалификационной работе.