ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Теоретические основы ассоциативного эксперимента в языкознании 4 1.1. Основные понятия в ассоциативном эксперименте 4 1.2. Методы проведения и интерпретации ассоциативного эксперимента 8 1.3. Основные проблемы исследований в области ассоциативной психологии Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 17 2.1. Описание проведённого ассоциативного эксперимента 17 2.2. Анализ результатов проведённого ассоциативного эксперимента 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Ассоциативный эксперимент в языкознании

курсовая работа
Языкознание
25 страниц
98% уникальность
2023 год
2 просмотров
Бабина Т.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Теоретические основы ассоциативного эксперимента в языкознании 4 1.1. Основные понятия в ассоциативном эксперименте 4 1.2. Методы проведения и интерпретации ассоциативного эксперимента 8 1.3. Основные проблемы исследований в области ассоциативной психологии Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 17 2.1. Описание проведённого ассоциативного эксперимента 17 2.2. Анализ результатов проведённого ассоциативного эксперимента 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Читать дальше
Сегодня метод ассоциативного эксперимента является важным исследовательским инструментом, применяемым в различных областях науки, таких как психология, психиатрия и криминалистика. С помощью этого метода изучают принципы организации и функционирования систем памяти, диагностируют патологические изменения психики и состояния сознания, а также исследуют мотивацию личности и другие аспекты. Метод свободных ассоциаций считается одним из главных достижений Фрейда и фундаментальным правилом терапии. Он широко применяется в современном психоанализе и используется в судебной практике для подтверждения достоверности показаний. Кроме того, ассоциативный эксперимент нашел применение в психолингвистике, социолингвистике, лингвокультурологии и других областях науки. Ассоциативный эксперимент – один из наиболее распространенных методов изучения языковых явлений в языкознании. Он основывается на анализе связей, которые возникают в мыслях людей при восприятии и ассоциации слов. Ассоциативный эксперимент в языкознании можно использовать для изучения различных аспектов языка - от лексики и семантики до фразеологии и частеречных свойств слов. Исследование ассоциативного эксперимента в языкознании имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по менеджменту? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


Актуальность исследования обусловлена тем, что ассоциативный эксперимент относится к одному из самых эффективных методов исследования в языковых науках. Его применение позволяет получить качественный и количественный анализ связей между языковыми явлениями. Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов как Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др. Объектом исследования является лексическая семантика, предметом – ассоциативный эксперимент как метод исследования лексической семантики. Цель данной курсовой работы – рассмотреть ассоциативный эксперимент как метод исследования лексической семантики, а также провести практический анализ результатов эксперимента на примере конкретных лексических единиц. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Рассмотреть теоретические основы ассоциативного эксперимента в языкознании; 2) Изучить методику проведения ассоциативного эксперимента; 3) Провести анализ результатов ассоциативного эксперимента на примере конкретных лексических единиц. В качестве материала для исследования будут использованы ассоциативные карты, полученные в ходе эксперимента. Методы: анализ лексических единиц, проведение ассоциативного эксперимента, статистический анализ полученных данных. Практическая значимость: Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего развития методологии исследования лексической семантики, а также для практического применения в лингвистических исследованиях. Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 источник и приложения.  

Читать дальше
Ассоциативный эксперимент является одним из основных методов в психологии и языкознании, который позволяет изучать связи между различными объектами, понятиями и явлениями. Он используется для выявления ассоциативных полей, то есть групп слов, которые связаны между собой на основе каких-то общих признаков или ассоциаций. Ассоциативный эксперимент может проводиться как на материале естественного языка, так и на искусственном материале. В первом случае исследователь использует группу слов или фраз, которые представляют собой естественный язык. Во втором случае исследователь создает специально разработанный материал, который состоит из набора слов или символов. Одним из основных преимуществ ассоциативного эксперимента является его способность выявлять скрытые связи между объектами, которые не всегда очевидны. Кроме того, он позволяет изучать процессы, которые происходят в мозгу человека при восприятии и обработке информации. Однако, проведение ассоциативного эксперимента может столкнуться с некоторыми ограничениями. Например, выделение типов отношений в ассоциативной паре может привести к нарушению принципов научной классификации. Кроме того, результаты эксперимента могут зависеть от контекста, в котором он проводится, а также от индивидуальных особенностей испытуемых. В целом, ассоциативный эксперимент является важным инструментом в языкознании и других областях науки. Он позволяет изучать процессы, которые происходят в мозгу человека при восприятии и обработке информации, а также выявлять скрытые связи между объектами. Однако, для получения достоверных результатов необходимо учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Ассоциативный эксперимент имеет большой потенциал для дальнейшего развития в языкознании и других областях науки.
Читать дальше
1. Болотнова Н.С. Об использовании ассоциативного эксперимента при изучении образного потенциала слов. Томск, 1981. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. УДК 800 + 800.001.5 + 158.3. 2. Бочавер, К. В. Экспериментальная психология / К. В. Бочавер. - М. : КИУ, 2000. 3. Васильевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. - М., 1987. 4. Виноградов, В. В. Русский язык: В 4 т. / В. В. Виноградов. - М. : Изд-во АСТ, 2010. 5. Вятын, Н. И. Словесная ассоциативность: опыт экспериментального исследования / Н. И. Вятын // Вестник Омского университета. - 2013. - №2 (10). C. 77-81. 6. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001. www. textologv.ru (электронная версия). 7. Дугинов, А.И. Ассоциативный эксперимент в лингвистике / А.И. Дугинов. - М. : Изд-во МГУ, 1972. 8. Ершова, Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты (опыт интерпретации): дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Ершова. М., 1998. 149 с. 9. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева.- М., 1998. 10. Завьялова, М.В. Исследование речевых механизмов при билингвизме (на материале ассоциативного эксперимента с литовско-русскими билингвами) / М.В. Завьялова // Вопр. языкознания. 2001. №5. С. 60 - 85. 11. Иванова, С.В. Теоретические исследования в области вербальных ассоциаций / С.В. Иванова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2016. - Т. 18, №2. С. 252-260. 12. Караулов Ю.Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Филология. Журналистика. 1994а. №1. 13. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю.Н. Караулов. - М. : ИРЯ РАН, 1999. - 180 с. 14. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г. А. Черкасова // Русский ассоциативный словарь. - М. : Помовский и партнеры, 1994б. - Кн. 1. - С. 191-218. 15. Комиссаров, В. Н. Язык и речевая деятельность / В. Н. Комиссаров. - М. : УРСС, 2005. 16. Кубрякова, Е. С. Русский язык: Энциклопедический словарь / Е. С. Кубрякова. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. 17. Леонтьев, А. Н. Проблема смысла и знака в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 3–14. 18. Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах / А.А. Леонтьев // Словарь ассоциативных норм русского языка. - М. : Изд-во МГУ, 1977. - С. 5-16. 19. Леонтьев А.Н. Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов (экспериментальное исследование) // Избранные психологические произведения : в 2 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. II. - С. 50-71. 20. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь // www.gumer.info (электронная версия). 21. Моносов, С.В. О роли референта в процессе ассоциативного эксперимента / С.В. Моносов // Научный альманах. - 2019. - Вып. 3 (33). С. 179-182. 22. Никитина, Т.А. Ассоциативный эксперимент в исследовании значений лексических единиц / Т.А. Никитина, Е.В. Черкасова // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - Т. 1, №4. С. 48-54. 23. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Курс лекций. 4.2 Этнопсихолингвистика - М.: Изд-во МГЛУ, 2007. 24. Рубинштейн С.Л. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.Санников, В. З. Ассоциативный эксперимент в лингвистике и его применение / В. З. Санников. - Л. : Наука, 1963. 25. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - Л., 1989. 26. Слободчиков, В. И. Новое в ассоциативной психологии / В. И. Слободчиков. - М. : Изд-во МГУ, 1980. 27. Ткачева, О.А. Ассоциативные связи в пространстве свободной ассоциации / О.А. Ткачева // Вопросы психологии. - 2012. - №1. С. 133-143. 28. Федотова, Т.Н. Ассоциативный эксперимент в исследовании лингвистических единиц в языковом сознании / Т.Н. Федотова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2011. - №1. С. 166-170. 29. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие М.: Академия, 2007. 30. Шаманова М.В. Общение как категория русского коммуникативного сознания // Языковое сознание: устоявшееся и спорное : Тез. докл. XIV Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. - М. : Ин-т языкознания РАН, 2003. - С. 308-309. 31. Яркевич, А.А. Ассоциативные связи и языковое сознание / А.А. Яркевич // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2005. - Т. 11, вып. 2. С. 83-94.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте
Количество страниц:
15
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Административно-правовые нормы: их понятие, особенности, структура и виды
Количество страниц:
25
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
реферат
TLB и виртуальная память для высокопроизводительных систем
Количество страниц:
25
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image