В результате изучения теоретических основ системы повышения квалификации персонала на предприятии были сделаны следующие выводы.
Повышение квалификации персонала – это получение работником новых знаний и умений, формирование у работника новых навыков в рамках своей должности, специальности. Целью повышения квалификации является поддержание гармонии между квалификацией сотрудника и условиями функционирования предприятия, в котором он работает, при этом данные условия меняются под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Функции системы повышения квалификации персонала на предприятии:
обеспечение профессиональной квалификации сотрудников в соответствии с целями и задачами предприятиями;
достижение эффективного выполнения работниками возложенных на них задач;
удовлетворение потребностей персонала в развитии и обучении;
разделение труда между работниками;
обеспечение гибкости системы управления персоналом в целом.
Были выделены три ключевых предмета системы повышения квалификации персонала на предприятии:
теоретические, методические, практические способности работника, необходимые для выполнения им своих обязанностей на рабочем месте – знания;
способность сотрудника выполнять те или иные обязанности, которые ставит перед ним компания – умения;
способность сотрудника в определенной ситуации применять свои знания на практике – навыки.
Методы повышения квалификации персонала на предприятии включают способы и приемы обучения сотрудников. На сегодняшний день классификация методов повышения квалификации персонала достаточно разнообразна, что обусловлено большим числом появляющихся профессий, увеличением требований к определенному уровню умений, знаний и навыков, возникновению новых направлений в образовании и т.д.:
в зависимости от порядка проведения обучения выделяют: индивидуальное, групповое и курсовое повышение квалификации;
по форме выделяют внешнее и внутреннее повышения квалификации;
в зависимости от совмещения работы и учебного процесса повышение квалификации делится на обучение без отрыва от производства (инструктаж, ротация, наставничество, делегирование полномочий, метод усложняющих заданий, участие в проектных и рабочих группах) и с отрывом от производства (лекции, семинары, тренинги, групповые дискуссии, рассмотрение кейсов, деловые игры, самообразование);
формы повышения квалификации в зависимости от использования технологических возможностей: дистанционное, модульное, мультимедийное обучение.
Были выделены факторы, которые могут стать отправной точкой для совершенствования системы повышения квалификации персонала:
внешняя среда, в которой функционирует предприятия: изменения в предпочтениях потребителей; изменения в уровне доходов населения и покупательной способности; влияние научно-технического прогресса; изменения в стандартах и требованиях к персоналу; рост конкуренции в отрасли; изменения в системе образования, подготовки и переподготовки специалистов; изменения на рынке труда;
внутренняя среда предприятия включает: совершенствование производственных и технологических процессов; выпуск новых видов продукции; нестабильная структура персонала; изменения в гендерном и возрастном составе работников; отношение персонала к работе; несоответствие категории, квалификации, численности работников.
Основной вид деятельности ЗАО БКК «Коломенский» – это производство хлеба, мучных кондитерских изделий, пирожных и тортов недлительного хранения. В компании реализована линейно-функциональная структура управления, которая отвечает масштабам деятельности предприятия и требованиям рыночной среды. В целом ЗАО БКК «Коломенский» ведет эффективную финансово-хозяйственную деятельность, что отражается в росте общей рентабельности за 2020-2022 гг. с 8,17 % до 13,29 %. Другими словами, каждые 100 рублей выручки предприятия принесли ему 13,29 рублей чистой прибыли в 2022 году.
Проведенный анализ системы повышения квалификации кадров в ЗАО БКК «Коломенский» позволил сделать вывод, что компания стремится использовать в своей практике разнообразные формы и методы обучения работников. Однако к недостаткам действующей системы повышения квалификации персонала можно отнести то, что предприятием не установлены четкие критерии достижения целей и задач проведения обучения, выраженные в количественной форме, что не дает возможности полноценно оценить ее качество и эффективность.
В целом в структуре кадров преобладающую долю занимают мужчины с высшим образованием в возрасте старше 35 лет и проработавшие в организации от 5 до 10 лет. В компании с каждым годом увеличивают среднюю месячную заработную плату работникам, но производительность их труда снижается, а текучесть растет и достигает к концу 2022 года 15,41 %. Для развития кадрового потенциала в ЗАО БКК «Коломенский» создан кадровый резерв. Однако проведенный анализ кадрового резерва не позволяет назвать данную работу эффективной, так как доля уволившихся резервов с каждым годом увеличивается, а уровень включенности в кадровый резерв соответственно снижается. Проведенный опрос сотрудников ЗАО БКК «Коломенский» так же показал, что персонал предприятия не удовлетворен в полной мере действующей системой повышения квалификации. При этом почти работники ЗАО БКК «Коломенский» понимают, что процесс повышения квалификации является важным элементом системы управления и развития персонала. Рядовые сотрудники предприятия в первую очередь заинтересованы в профессиональном внутрипроизводственном развитии, которое проводится в виде консультаций от более опытных сотрудников. В то же время руководители и специалисты ЗАО БКК «Коломенский» отдают свое предпочтение мероприятиям, в рамках которых можно обменяться опытом, и внепроизводственным формам обучения.
Недостатки системы повышения квалификации персонала в ЗАО БКК «Коломенский»:
отсутствие четких критериев проведения повышения квалификации персонала исходя из занимаемой должности;
отсутствие показателей и критериев оценки эффективности действующей системы повышения квалификации кадров;
низкий уровень удовлетворенности работников организацией и прохождением курсов повышения квалификации.
Для решения выявленных проблем была разработана усовершенствованная модель системы повышения квалификации персонала в ЗАО БКК «Коломенский», которая включает: регулярная оценка сотрудников; контроль процесса повышения квалификации персонала; ведение истории обучения по каждому работнику; оценка проведённых обучений.
Затраты на реализацию разработанных мероприятий составляют 335 850 руб., а прирост чистой прибыли, по экспертной оценке, составит 73 151 тыс. руб., что значительно превышает расходы. Разработанная система повышения квалификации персонала может быть реализована в практической деятельности ЗАО БКК «Коломенский». Для этого руководству кадрового предприятия необходимо следовать установленному бюджету, обеспечить заинтересованность самих работников и руководителей в данных мероприятиях, заранее определить риски и принять меры по их устранению. В перспективе компании следует регулярно вносить изменения в систему повышения квалификации с учетом меняющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения эффективного развития потенциала.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.