Введение 3 Глава 1. Теоретические основы учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика и особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 7 1.2 Организация учебной деятельности в условиях инклюзивного образования 13 1.3 Проблемы формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 20 Глава 2. Экспериментальная работа по реализации методики формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 26 2.1 Методики формирования учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 26 2.2 Исследовательская работа по формированию учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 31 2.3 Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 36 Заключение 40 Список используемой литературы 42 Приложение 46

Формирование учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
87% уникальность
2023 год
29 просмотров
.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 7 1.1 Психолого-педагогическая характеристика и особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 7 1.2 Организация учебной деятельности в условиях инклюзивного образования 13 1.3 Проблемы формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 20 Глава 2. Экспериментальная работа по реализации методики формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 26 2.1 Методики формирования учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 26 2.2 Исследовательская работа по формированию учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 31 2.3 Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 36 Заключение 40 Список используемой литературы 42 Приложение 46
Читать дальше
Актуальность. Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по бизнес-планированию? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов. У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал, затрачивая на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Между тем по мере взросления такого учащегося на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов. Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и.т.д.) они проявляются по-разному. Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала. Круг рассматриваемых проблем. Существующие проблемы и трудности формирование учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования сводятся к следующим позициям: коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ; многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком; педагоги не до конца могут освоить идеологию и функционал инклюзивного образования; существуют трудности при реализации методов обучения. Объект исследования: учебная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Предмет исследования: формирование учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Цель исследования: изучить формирование учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Задачи исследования: – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику и особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; – раскрыть организацию учебной деятельности в условиях инклюзивного образования; – выявить проблемы формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья; – провести экспериментальную работу по реализации методики формирования учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; – подобрать методические рекомендации по формированию учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологическая основа исследования. При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Ю.К.Бабанский, Н.Ю. Борякова, Л.И.Долинер, И.В.Дубровин, Н.Г.Кононова, Н.П. Коняева, В.С.Кукушкин, Т.Г.Неретина, О.А. Романович, Е.А.Стребелева и др. Методы исследования: – теоретические изучение и анализ научных источников, диссертаций, методической литературы, интернет– ресурсов, метод теоретического анализа и синтеза экспериментальных данных, с целью определения исходных положений и основных направлений исследования; – эмпирические: тестирование, анализ педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс приемов и методов, направленных на формирование учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования может быть использован педагогами начальных классов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить формирование учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, которая подразумевала решение следующих задач. Учебная деятельность рассматривается как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность его профессиональной деятельности, общения. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы. Изучив литературу по проблеме исследования, можно сказать о том, что дети с ОВЗ – это дети, которые имеют высокие отклонения от нормального психического и физического развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными дефектами. В связи с этим они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка; самоотношение; проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). По результатам констатирующего эксперимента и в ходе обработки и интерпретации полученных данных было выявлено, что в классе преобладает внешняя мотивация: собственного благополучия, престижа и общения; уровень учебной мотивации в среднем соответствует норме, однако имеются дети, чей уровень мотивации недостаточный для продуктивного осуществления ими учебной деятельности. Полученные данные позволили констатировать необходимости разработки рекомендаций педагогам по коррекции мотивации учения младших школьников). К педагогическим приемам и методам, которые способствуют эффективной учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста с использованием ТСО в процессе обучения, относится: подбор специальных творческих заданий с использованием информационно–коммуникативных технологий, которые способствуют развитию быстроты, гибкости, оригинальности детского мышления; обеспечение благоприятной творческой атмосферы в ходе учебного процесса, при творческой деятельности для беспрепятственного проявления творческого мышления, раскрытия творческого потенциала, за счет применения информационно–коммуникативных технологий.
Читать дальше
1. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников Ю. К. Бабанский. – М.: Академия, 2018. – 290 с 2. Блонский, П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью / П.П. Блонский // Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. – М.: Московский психолого–социальный институт, 2019. – 620 с. 3. Борисов, П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления / П.П. Борисов. – Якутск, 2017. – 145 с. 4. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М. : Аст; Астрель, 2018. – 222с. 5. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться? / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2014. – 144 с. 6. Вавилов, Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник 2021. №2. С.9–64. 7. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / М. Р. Гинзбург. – М.: Просвещение, 2021. – 265 с. 8. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2022. – 213 с. 9. Данилова, Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9–11 лет. Дисс. … канд. психол. наук: (19.00.07). / Елена Евгеньевна Данилова. Москва, 2010. – 163 с. 10. Ефимов, О.И. Школьные проблемы / О.И. Ефимов. – СПб.: Питер, 2020. – 251 с. 11. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2020. – 80 с. 12. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова. Москва: Генезис, 2021. – 174 с. 13. Кобрина, Л. М. Интегрированное образование как приоритетное направление современной образовательной политики / Л. М. Кобрина // Известия РАО. – 2016. – 90 с. 14. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось–89, 2016.– 405 с. 15. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2015. – 368 с. 16. Менчинская, Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспевающих школьников / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 2021. – 196с 17. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. – М.: Народная асвета, 2017. – 80 с 18. Печатникова, Л. А. Неуспевающих детей не бывает / Л.А.Печатникова // Учительская газета. – 2018. – № 6. – С. 4–40. 19. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова – М.: Педагогика, 2013. –128 с. 20. Постнова, Н.В. Психологические особенности детей с разной успешностью в обучении. Дисс. … канд. психол. наук / Н.В. Постнова – М.: 2016. – 146 с. 21. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). –Челябинск : Два комсомольца, 2012. – 143с . – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2664/ (дата обращения: 29.04.2023). 22. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский – М.: Педагогика, 2018. – 250 с. 23. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заикина. – Москва : Наука, 2019. – 235 с. 24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с. 25. Сиротюк, А.Л. Психологические причины трудностей школьников при формировании учебных навыков / А.Л. Сиротюк // Логопед, 2019. – №6. С. 8–52 26. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – Москва: Просвещение, 2021. – 180 с. 27. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ, 2017. – 80 с. 28. Садхана, А. Социально–педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании: автореф. дис. … канд. пед. наук. / А. Садхана. Санкт–Петербург, 2005. – 127 с. 29. Староверова, М. С. Инклюзивное образование / М. С. Староверова. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 167 с. 30. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. –256 с. 31. Силакова, О. В. Использование игровых технологий на занятиях / О. В. Силакова, Е. С. Яковлева // Педагогика высшей школы. – 2019. – № 1 – С. 5–59. 32. Ускова, Г.А. Психолого–педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Прогресс, 2017. – 211 с. 33. Цетлин, B. C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 2017. – 120 с. 34. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. 35. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1989. – 148 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методы оценки интеллектуального капитала организации АО Тандер
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Организация взаимодействия с рекламными агентствами в рамках коммуникационной кампании «Хрустальный валенок 2023»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
27%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Образ правящей элиты у курсантов военных вузов и курсантов-полицейских в учебных группах с разным социально-психологическим климатом.
Количество страниц:
50
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image