Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Корпоративная культура - это совокупность ценностей, идей, норм и правил, принятых на предприятии.
Основные составляющие корпоративной культуры, разделяют на две основные группы.
1. Формальная система ценностей, которую создает руководство, начиная с определения миссии организации, цели развития, стратегии и др. с помощью которого руководитель разрабатывает корпоративный кодекс и кадровую политику организации.
2. Неформальная система ценностей, формирования и реализация корпоративной культура во внутренней среде коллектива.
Другие компоненты характеризующие создания корпоративной культуры в организации в том числе и гостиничных предприятиях:
• Интеллектуально-разработанная концепция предприятия гостиничного комплекса (миссия, цели и ценности);
• Организационная структура и система субординации.
• Система управления организацией.
• Механизмы мониторинга и контроля.
• Символы организации, включая элементы корпоративного стиля (логотип, гимн, фирменные цвета и т.п.).
• Повседневные способы поведения сотрудников, сформировавшая традиция организации включая ритуалы, привычки и т.п.
• Корпоративная мифология, включая истории успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников.
Необходимо отметить, что, формирование и развития корпоративной культуры - это бесконечный процесс, грамотно разработанной и требующей четко сформулированных действий не только руководства, но и группа назначенных сотрудников для развитии основных базовых ценностей организации. Начало процесса должна быть направлена на определение предназначения организации и на основе базовых ценностей, формулируются внутренняя культура организации, стандарты поведения членов организации, нормы и традиции, что может обеспечить позитивный психологический климат в организации. Также специалисты и знатоки этой области предлагают, что даже если руководства гостиницы не видят необходимости в изменении корпоративного кодекса, все равно, каждый пять лет как минимум один раз нужно обновлять или вносить какие та изменения, и поэтапного развития ко всем изменениям внешней среды.
Таким образом, с учетом всех составляющих корпоративной культуры, формирование и развитие внутренней культуры организации, проходят три этапа:
Первый этап формирование корпоративной культуры необходимо разработать миссию организации, тем самым координировать стратегию существования организации с кодексами корпоративной культуры, и оформит их в виде предназначения, философии, кредо организации.
Кредо это правила и принципы убеждения основных ценностей компании, где определяет интересы всех членов организации. Таким образом, это как фундамент и база для формирования корпоративной культуры, где кирпич за кирпичиком выстраивается жизнь организации.
Необходимо отметить, для формирования позитивной организационной культуры, особенно необходимо участие самого руководителя. Работу по созданию корпоративной культуры нельзя полностью перекладывать на менеджеров среднего звена. Основная функция руководителя заключается в том, чтобы правильно организовать деятельность тех, кто находится у него в подчинении. В предприятиях гостиничного хозяйства на данном этапе происходит определение целей и задач, которые составляются с учетом деятельности организации на рынке гостиничных услуг.
Второй этап. Данный этап охватывает разработка стандартов поведения персонала гостиницы, обязанности каждого подразделения, определяются единый четкий стиль обслуживания клиентов, формулируется логотип, фирменный знак и девизы для дальнейшего развития гостиницы. Главная задача принимаемых стандартов заключается в том, чтобы персонал гостиницы, занимающие одинаковую должность, выполняли свои должностные обязанности одинаково. На данном этапе необходимо, уделить внимание каждому элементу культуры.
Третий этап. Осуществление проекта корпоративной культуры. Ознакомление сотрудников гостиницы с основными положениями и принципами корпоративной культуры и внедрение этих принципов в жизнь. Каждая организация в зависимости от возможностей предлагает различные способы ознакомление принципами корпоративной культуры -презентация, общая собрания, брошюры, ознакомительные тренинги, коучинг и др.
Данный этап требует большой подготовленности донесение информации сотрудником, так как дальнейшее действие сотрудников гостиницы зависть от полного охвата информации, поэтому способ передачи должна быть правильно подобранным с диаграммных изображений и этапы стратегий действия.
Существенной целью гостеприимства является удовлетворение запросов и потребностей ожидания клиента. Следует отметить, что, несмотря на общие правила и политика организации, призванную улучшению создание системы требований к качеству обслуживания, на практике встречаются масса различных проблем, связанных с обслуживанием каждого гостя. И на первый план выдвигается проблема профессиональных навыков каждого сотрудника гостиницы, занятого в обслуживании.