Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………………………………………………..6 1.1. Развитие просодических компонентов речи в онтогенезе……………..…6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика и особенности просодических компонентов у старших дошкольников со стертой дизартрией……………..….9 Выводы по 1 главе…………………………………………………………….….12 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………………………………..……13 2.1. Методика обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………..…..13 2.2. Анализ состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………….19 2.3. Коррекционно-логопедическая работа по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией………..……..24 Выводы по 2 главе……………………………………………………………..…27 Заключение…………………………………………………………………..….28 Список литературы………………………………………………………….…31 Приложение

Особенности просодической стороны речи со стертой дизартрией у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
51% уникальность
2023 год
3 просмотров
Алексеева Н.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………………………………………………..6 1.1. Развитие просодических компонентов речи в онтогенезе……………..…6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика и особенности просодических компонентов у старших дошкольников со стертой дизартрией……………..….9 Выводы по 1 главе…………………………………………………………….….12 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………………………………..……13 2.1. Методика обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………..…..13 2.2. Анализ состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………………….19 2.3. Коррекционно-логопедическая работа по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией………..……..24 Выводы по 2 главе……………………………………………………………..…27 Заключение…………………………………………………………………..….28 Список литературы………………………………………………………….…31 Приложение
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей старшего дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Отсутствие четкой и чистой речи при дизартрии обусловлено расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Наличие данных проблем ведет к снижению самооценки, понижению интеллектуальных способностей, нежеланию вступать в контакт с окружающими детьми и взрослыми. Основная направленность коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с дизартрией – формирование правильной, грамотной, выразительной, эмоциональной речи. Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Проблемой просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией занимались многие исследователи (В.М.


Почему написание курсовой работы по аудиту лучше заказать на Work5. Потому что у нас работают доктора и кандидаты наук, а также практикующие специалисты. У нас есть авторы по всем направлениям.


.Бехтерев [4], В.А. Гринер, Р. Е. Левина [8], Е. М. Мастюкова [15] и др.). Под просодической стороной речи исследователи понимают - сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Следовательно, вопрос о формировании просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является в настоящее время открытым и актуальным. Объект исследования: просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Предмет исследования: логопедическая работа по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что работа над развитием речи у детей со стертой дизартрией должна включать работу над просодической стороной речи, поскольку в процессе онтогенеза она опирается на эти функции. Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности процесса формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией; 2. Экспериментально изучить состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией; 3. Разработать и апробировать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: 1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы. 2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. 3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных. Теоретической основой исследования стали: концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И., Туманова, Д.Б. Эльконин); научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, М.И. Лисина и др.); современные научные знания о симптоматике и структуре дефектов произносительной стороны речи (В.И. Бельтюков, О.С. Павлова, Л.А. Чистович и др.); Научная новизна исследования: просодическая сторона речи это — неотъемлемая часть речевой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интонации, ударения, тембра и т.д. Так как просодическая сторона речи реализуется в большей степени в устной речи, основная ее функция — коммуникативная. Это значит, что состояние просодической стороны речи определяет не просто разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; оно определяет эффективность общения. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных логопедами, педагогами воспитателями и родителями в практической деятельности, а также в подборе рекомендаций, направленных на формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. База исследования: МБДОУ № 90, г. Ижевск, старшая группа "Фиксики". Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.  

Читать дальше
Целью нашего исследования было определить и внедрить содержание логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории в виде комплекса упражнений. В соответствии с задачами исследования в первой главе был проведен анализ психолого-педагогической и специальной литературы. В результате теоретического анализа мы выяснили следующее. Просодическая сторона речи — это совокупность ритмико-интонационных свойств речи, выполняющих коммуникативную функцию. Организация речи на данном уровне осуществляется благодаря таким качества речи, как: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, интонация, речевое дыхание. Просодический компонент речи с первых месяцев жизни играет большую роль в развитии речи ребенка, является самым доступным способом выражения потребностей. Становление просодики в онтогенезе начинается с первого рефлекторного крика новорожденного. Далее просодическая сторона речи формируется постепенно в течении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту дети с нормой развития способны адекватно и осознанно использовать выразительные качества речи в процессе коммуникации, не смотря на некоторые физиологические особенности тембральной окраски детского голоса, несовершенств интонации и речевого дыхания. Стертая форма дизартрии - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [11]. Основным симптомом данной патологии является стойкое нарушение звукопроизношения, в том числе и просодического компонента, которое с трудом поддается коррекции. Исследователи указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности, замедление темпа развития речевого дыхания, недоступность логического ударения, ритмическую дезорганизацию речи, нарушения голоса в структуре дефекта при стертой дизартрии. Нарушаются как процессы воспроизведения, так и процессы восприятия просодических качеств речи. Вторая глава посвящена экспериментальной работе по изучению и коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Целью констатирующего эксперимента было исследовать состояние просодической стороны речи у детей изучаемой категории. Для реализации поставленной цели мы использовали методику обследования просодической стороны речи, представленную Е.Ф. Архиповой. В результате обследования было выявлено, что детям старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией наиболее доступны изменения голоса по высоте и регулирование собственного голоса по силе, а также различение тембральной окраски голоса говорящего и изменения тембра собственного голоса. Дети получили самые низкие баллы за выполнение заданий по направлениям: обследование восприятия и воспроизведения интонации, логического ударения и ритма. Количественный и качественный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что большинство компонентов просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией значительно нарушены. Знания, полученные в ходе теоретического изучения специальной литературы, в частности работ Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Н.В. Нищевой позволили нам разработать перспективный план логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии. На основе разработанного перспективного плана внедрялся составленный комплекс упражнений по коррекции нарушений просодической стороны речи у детей изучаемой категории. Упражнения данного комплекса включались в логопедические занятия, занятия воспитателей, режимные моменты, так же были рекомендованы родителям для выполнения их с детьми в домашних условиях. Следовательно, нами определено и внедрено содержание логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей изучаемой категории на основании разработанного перспективного плана и составленного комплекса упражнений. Таким образом, в ходе проведённого нами теоретического и эмпирического исследования были реализованы заявленные задачи и достигнута поставленная цель.
Читать дальше
1. Артемова, Е.Э. Особенности формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова––М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2021. – 287с. 2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. Кн.для логопеда /Е.Ф. Архипова––М.: Просвещение, 2019. - 79с. 3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова . –– М.: АСТ: Астрель, 2018. – 319 с. 4. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М.Бехтерев – М.: ЭКСМО, 2017. – 526 с. 5. Винарская, Е.Н. Дизартрия. / Е.Н. Винарская— М.:ACT:Астрель, Хранитель,—2017.—141c. 6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Переодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка./ Е.Н. Винарская—М.: Просвещение, 2019. – 310с. 7. Гвоздев, А.Н.Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев —М.:Детство-Пресс,2017. - 472с. 8. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей: Печатается по решению ученого совета института дефектологии АПН РСФСР / Р. Е. Левина // АПН РСФСР. – Москва, 2018. – 322с. 9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка — М.–Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 2019. – 263с.. 10. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 2019. – 475с. 11. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 2019. – 274с. 12. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. / Л.В. Лопатина, Л.А.Позднякова—СПб., 2020. – 345с. 13. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по формированию восприятия и воспроизведения темпа речи у дошкольников со стертой дизартрией. / Л.В. Лопатина // Коррекционная педагогика: концепция и методы. Сборник научно-методических трудов. — СПб., 2021. – 237с. 14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. — СПб., 2020. - 295с. 15. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова—М.: Просвещение, 2022. – 255с. 16. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С.Павлова – М.:Эксмо, 2018 – 95с. 17. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста : (От рождения до 7 лет) / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток. - Москва : Просвещение, 2018. – 223с. 18. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2021. – 315с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Реклама в шоу-бизнесе
Количество страниц:
20
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
реферат
Специфика психологии труда в сфере технической поддержки
Количество страниц:
20
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Потребности и их роль в экономической организации общества
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Микроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image