С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования произошли большие перемены к подходу к обучению в дошкольных учреждениях. Педагоги увлеченно изучали новые стандарты и принимали обновленные правила, корректи-руя учебные программы.
Одновременно с этим, выяснилось, что новые условия работы тре-буют обновления дидактических материалов. В том числе и для передачи знаний о времени для детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования, мы смогли получить понимание, что такое «знания о времени», и насколько сложно развить знания о таком понятии, как время. Его невозможно проиллюстрировать, предоставить наглядно, поэтому, только опосредованно, через долгую, кропотливую, последова-тельную работу.
Для развития знаний о времени разработано множество упражнений и занимательных заданий, но они никак не связаны между собой, их не-возможно всегда держать во внимании, развивать и переходить к следую-щему этапу изучения. Эксперты оценивают результаты такой работы до-школьных учреждений как удовлетворительную, но это не совсем удовле-творяет нас, как будущих специалистов, родителей и, конечно, опытных педагогов.
Чтобы создать непрерывные ниточки усвоения материала по доволь-но объемным темам, нам на помощь должны прийти инновационные ин-терактивные виды вспомогательного материала. Одним из таких дидакти-ческих материалов можно назвать лэпбуки.
Целью нашей исследовательской работы было определение целесо-образности использовании лэпбуков для развития знаний о времени у де-тей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы была изучена теоретическая база, наработанная опытными педагогами, учеными, статьи авторов, размещенные в журна-лах.
На основании теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, были решены поставленные задачи.
Мы выявили сущность понятия «знания о времени». Оказалось, что это очень сложный процесс постепенного, интуитивного формирования знаний о времени, осложнённый тем, что время текуче и не может быть воспринято однозначно и одномоментно, его невозможно визуализиро-вать, рассмотреть и представить в форме чего-либо, время неподвластно изменениям, его невозможно остановить, перемотать или заставить менять свое течение.
Учитывая свойства времени, для эффективного формирования зна-ний о времени, необходимо тщательно выбирать методы познания времен-ных интервалов.
Мы рассмотрели и отметили для себя особенности психолого-педагогического развития детей старшего дошкольного возраста, которые важно учитывать для развития знаний о времени. Дети старшего дошколь-ного возраста проявляют ярко выраженное стремление сориентироваться во времени, но у них вызывают сложности понимание особенностей време-ни. Его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, а также от-носительность словесных обозначений его временных интервалов и отно-шений, затрудняют процесс стихийного формирования представлений о времени.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование лэпбуков актуально для получения знаний детьми старшего дошкольного возраста, которые соответствуют всем требованиям образовательных программ, но, одновременно с этим, учитывают все особенности восприятия знаний детьми старшего дошкольного возраста.
Главной задачей для нас было – выявить возможности использова-ния лэпбука для развития знаний о времени у детей старшего дошкольно-го возраста.
Современным детям, в большей степени, необходим не большой объ-ем знаний в голове, а умение последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда обучающийся сам создает объ-екты познания, он лучше усваивает материал, поэтому приоритет в работе следует отдавать практическим методам обучения.
Перед педагогом стоит задача научить обучающихся ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромно-го множества источников информации. Одним из перспективных практиче-ских методов является создание лэпбука.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, активная работа над решением проблемы, учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя знания, навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной про-блемы.
Лэпбук, созданный в соответствии с ФГОС ДО информативен, спо-собствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания, обладает дидактическими свойствами, являться средством ху-дожественно-эстетического развития обучающегося, приобщает его к миру искусства, структура обеспечивает игровую, познавательную, исследова-тельскую и творческую активность обучающихся на уроке и во внеуроч-ное время.
Перед нами стояла цель – оценить возможность использования лэпбука для развития знаний о времени у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследовательской работы мы получили следующие резуль-таты:
1. Лэпбук является интерактивным, современным дидактическим ма-териалом, который соответствует требованиям ФГОС ДО;
2. использование лэпбука является обоснованным и удобным мето-дом получения знаний и легко вписывается в любую разработанную учеб-ную программу;
3. с помощью лэпбука легко развивать знания о временных отрезках в виде знаний о частях суток, дать представление о том, что утро, день, ве-чер, ночь составляю сутки, подбирать режимные моменты к части суток;
4. закрепить знание времён года, умение подбирать картинки по се-зону;
5. упражнять в отгадывании загадок о времени;
6. познакомить с понятием неделя, учить выстраивать дни недели по порядку;
7. познакомить с видами часов;
8. создание и использование лэпбуков полностью соответствует ос-новным принципам дошкольного образования. Ребенок признается полно-ценным участником образовательных отношений, условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития.
9. Исследовательская работа с лэпбуком обеспечивает развитие лич-ности и охватывает следующие образовательные области: коммуникатив-ное развитие; познавательное развитие;·речевое развитие;·художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Таким образом, мы можем сделать обоснованный вывод, что исполь-зование лэпбука целесообразно для развития знаний о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Использование, изготовление лэпбуков может быть рекомендовано для развития знаний о времени у детей старшего дошкольного возраста.