Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие «домашнего насилия» и его характеристики………………7 1.1 Понятие и признаки домашнего насилия……………………………………7 1.2 Виды, формы и причины домашнего насилия………………………….….13 Глава 2. Домашнее насилие по законодательству зарубежных государств и в международном праве: ответственность и превенция…………………….………….24 2.1 Правовое регулирование противодействия домашнему насилию за рубежом…………………………………………………………………………………..24 2.2 Роль международных межправительственных и неправительственных организаций в предупреждении насилия и помощи жертвам преступлений………32 Глава 3. Противодействие домашнему насилию в современной России…….47 3.1 Нормативно-правовое регулирование противодействия домашнему насилию в РФ……………………………………………………….……………………47 3.2 Проблема соблюдения баланса частных и публичных интересов при противодействии домашнему насилию…………………………………………….…..54 3.3 Анализ проекта Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации"……………………………………………………..60 Заключение………………………………………………………………………...66 Список использованных источников…………………………………………….70

Правовые основы противодействия семейно-бытовому насилию

дипломная работа
Право
65 страниц
90% уникальность
2023 год
5 просмотров
Рягузова А.
Эксперт по предмету «Семейное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие «домашнего насилия» и его характеристики………………7 1.1 Понятие и признаки домашнего насилия……………………………………7 1.2 Виды, формы и причины домашнего насилия………………………….….13 Глава 2. Домашнее насилие по законодательству зарубежных государств и в международном праве: ответственность и превенция…………………….………….24 2.1 Правовое регулирование противодействия домашнему насилию за рубежом…………………………………………………………………………………..24 2.2 Роль международных межправительственных и неправительственных организаций в предупреждении насилия и помощи жертвам преступлений………32 Глава 3. Противодействие домашнему насилию в современной России…….47 3.1 Нормативно-правовое регулирование противодействия домашнему насилию в РФ……………………………………………………….……………………47 3.2 Проблема соблюдения баланса частных и публичных интересов при противодействии домашнему насилию…………………………………………….…..54 3.3 Анализ проекта Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации"……………………………………………………..60 Заключение………………………………………………………………………...66 Список использованных источников…………………………………………….70
Читать дальше
Домашнее насилие, насилие в семье, семейное насилие, бытовое насилие. Все эти слова вызывают определенные ассоциации у каждого, кто их слышит. Безусловно, жертвой домашнего насилия может стать любой член семьи, однако как на международном, так и на национальном уровне проблема домашнего насилия связывается, в первую очередь, с насилием в отношении женщин и детей. В современной России проблема насилия в семье является отражением «нездоровой социально-нравственной атмосферы»: институт семьи находится в кризисном состоянии, что проявляется, в том числе, в учащении случаев жестокости и насилия в семье. Декриминалиция побоев в 2017 году, отсутствие федерального закона «О домашнем насилии», который бы детально регулировал вопросы предупреждения и противодействия данному явлению, а нередко и халатное отношение представителей органов власти к жертвам домашнего насилия – все это осложняет привлечение причинившего вред к ответственности и ослабляет гарантии неприкосновенности личности. Актуальность темы исследования обусловлена ее значимостью для современного общества в целом.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по метрологии. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


Благополучие семьи напрямую влияет на благополучие общества, а сохранение и поддержка института семьи являются приоритетными направлениями политики правового государства. К сожалению, в Российской Федерации тема домашнего насилия в течение длительного времени находилась вне зоны государственного и общественного интереса. Однако сложившаяся ситуация меняется, в том числе, благодаря активной роли правозащитных организаций, общественных деятелей и ученых-юристов. Именно они обратили внимание на все возрастающую остроту и важность данной проблемы. Тема бытового насилия является социально значимой, так как семья – это фундамент государства и общества. А насилие в семье является разрушением этого фундамента, что, в свою очередь, негативно сказывается на общем благосостоянии государства. Кроме того, стоит обратить внимание и на правовую значимость исследуемой темы. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют эффективные механизмы противодействия домашнему насилию. Проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы, а последствия являются негативными как для общества в целом, так и для отдельных граждан. Так, мужчины и женщины, пережившие домашнее насилие или находящиеся в ситуации, потенциально угрожающей применением насилия, испытывают чувство страха за собственную жизнь. К последствиям насилия можно отнести посттравматические стрессовые расстройства, личностные нарушения психики, девиантное сексуальное поведение, алкоголизм, наркомания. В свою очередь, ребенок, наблюдающий насилие в семье, воспринимает его как норму, что может привести к тому, что он в будущем может воспроизвести данную модель поведения в своей собственной семье. В результате циклы насилия могут повторяться из поколения в поколение. Что касается анализа законодательства зарубежных государств, то многие государства стремятся не только формально закрепить предписания международных конвенций, но и на практике реализовывать рекомендуемые меры и способы, касающиеся предупреждения и борьбы с домашним насилием. Применение мер защиты в сфере семейных отношений необходимо, так как они помогают предотвратить возможные преступления в будущем, а главное - защитить человека, не способного противостоять насилию в силу того, что он является физически более слабой стороной. Проблема исследования. Сложность соблюдения баланса частных и публичных интересов при противодействии домашнему насилию, а также несовершенство нормативно-правового регулирования противодействия домашнему насилию в РФ и зарубежных государствах. Степень изученности темы. Степень разработанности данной проблемы в зарубежной и отечественной науке достаточно велика. Разработкой и изучением данной темы занимались такие авторы, как: Бадонов А.М., Давтян М. Д., Доронина Н.Г., Жигунова Г.В., Жиляева С.К., а также другие. Объект исследования – домашнее насилие как правовое и социальное явление, непосредственно акты в данной сфере, а также отношения между субъектами государственной власти, жертвами и виновниками домашнего насилия. Предметом исследования являются нормы национального, зарубежного и международного права, регулирующие вопросы, связанные с противодействием домашнему насилию, включая меры по его предупреждению, в том числе Российской Федерации; правореализационная практика, а также статьи и монографии ученых, исследующих данную сферу. Цель – исследование проблемы домашнего насилия в современном обществе с юридической точки зрения. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - определены понятие и признаки домашнего насилия, - охарактеризованы виды, формы и причины домашнего насилия, - изучено правовое регулирование противодействия домашнему насилию за рубежом, - описана роль международных межправительственных и неправительственных организаций в предупреждении насилия и помощи жертвам преступлений, - проанализировано нормативно-правовое регулирование противодействия домашнему насилию в РФ, - охарактеризована проблема соблюдения баланса частных и публичных интересов при противодействии домашнему насилию, - проведен анализ проекта Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Методология исследования. В основу методологии исследования были положены два метода: метод анализа и метод толкования юридических актов. Метод анализа является базовым. Он будет использован для изучения правового регулирования института домашнего насилия и приемов и способов противодействия ему, а также рассмотрения статистических данных. В качестве дополнительного метода был выбран метод толкования юридических актов, который позволит осмыслить изучаемые правовые источники в их взаимосвязи. Кроме того, для работы необходим сравнительно-правовой метод, для выявления различий в механизмах регулирования вопросов, связанных с домашним насилием, в национальном и международном праве. В курсовой работе использовались и некоторые иные методы научного познания. Характеристика значимости исследования заключается в том, что комплексных исследований проблемы регулирования вопросов домашнего насилия в РФ и зарубежных государств в настоящее время не проведено. В настоящей научно-исследовательской работе сделана попытка изучить причины насилия в семье и провести компаративный анализ методов противодействия домашнему насилию. Что касается практической значимости исследования, то по его итогам будет известно, какие положения стоит включить в ФЗ «О противодействии домашнему насилию в РФ», а также какими дополнительными функциями стоит наделить органы государственном власти. Структура. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Насилие в любом его проявлении является нарушением прав человека. Домашнее насилие, будучи одним из способов дискриминации, не является исключением. Проблемы в области разработки как международного, так и национального законодательства начинаются с трудностей в определении понятийного аппарата, касающегося феномена домашнего насилия. На международном уровне понятие «домашнего насилия» содержится лишь в Стамбульской конвенции, однако ее ратифицировало небольшой число государств. На национальном уровне подходы законодателя к определению данного вида насилия различны. Это связано с изначальным отношением к данному виду насилия как либо как к домашнему, либо как к исключительно семейному. Выбор того или иного подхода, в свою очередь, обуславливает определение круга субъектов, которые являются нарушителями закона о домашнем насилии. Тут существует широкий и узкий подход: согласно первому – домашнее насилие может иметь место не только между супругами и некоторыми категориями близких родственников, четко определенных в законе, но и между бывшими супругами и сожителями; согласно второму – домашнее насилие может быть совершено только в отношении супругов и определенного круга близких родственников. Что касается видов домашнего насилия, то в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и в Стамбульской конвенции 2011 года выделяются четыре вида насилия. Национальные законодатели по-разному подходят к определению количества видов домашнего насилия (в большинстве случаев выделяется два обязательных вида – физическое и психологическое насилие, а экономическое и сексуальное можно назвать факультативными). Что касается причин домашнего насилия, то в качестве основной причины можно назвать исторически сложившееся неравенство между мужчинами и женщина и дискриминация женщин, что уже стало катализатором изменений в социальных моделях поведения мужчин и женщин и приобрело характер обычаев и традиций. В большинстве стран действуют уголовные и гражданские законы, хотя и различного уровня сложности, направленные на защиту женщин, ставших жертвами бытового насилия. Такие законы не только предоставляют отдельным жертвам средства правовой защиты, если они решат воспользоваться ими, но и четко указывают на то, что государство не терпит насилия на своей территории. Правительства следует поощрять к принятию четких, доступных и хорошо интегрированных правовых положений, соответствующих конкретной ситуации в стране. Также важным представляется обозначить статус неправительственных организаций, которые осуществляют активную поддержку жертв домашнего насилия, а также предоставляет консультации и курсы лицам, совершившим акт домашнего насилия. Одним из действенных способов предупреждения домашнего насилия, согласно проведенному анализу, является работа с лицами, совершившими насилие. Целесообразным представляется также ведение просветительской деятельности на уровне образовательных организаций относительно формирования нетерпимости любых форм насилия в семье. Стоит также предусмотреть возможность подготовки ежегодного общественного доклада об уровне семейно-бытового насилия в Российской Федерации и о том, какая деятельность ведется по его предупреждению. Отображение подобных, в том числе статистических, данных обеспечило бы наглядно показать ту ситуацию, которая сложилась в государстве. Кроме того, необходимо обязать тех лиц, которые непосредственно задействованы в выявлении, пресечении и профилактике насилия в семье (сотрудники полиции и других структур), проходить обучение формам и методам выполнения возложенных на них задач. Также можно организовать возможность приобретения необходимых знаний лицами, у которых есть возможность получить информацию фактах домашнего насилия (врачи-педиатры, учителя, члены общественных организаций). Как показывает анализ деятельности международных организаций, осуществляющих борьбу за ликвидацию дискриминации в отношении женщин, в том числе ведущих активную борьбу с домашним насилием, на международном уровне существует достаточное количество организаций, которые оказывают поддержку пострадавшим от домашнего насилия лицам. Российская Федерация является активным участником международных договоров в сфере противодействия домашнему насилию как одной из форм дискриминации и нарушения прав человека. Однако Российская Федерация не стремится в полной мере исполнять те рекомендации, которые она получает в ответ на свои периодические доклады. Это можно объяснить тем, что Россия не признает существование глобальной проблемы домашнего насилия. Что касается того, что Россия до сих пор не подписала и не ратифицировала Стамбульскую конвенцию, то объяснением этому может служить то, что Россия и так является участницей достаточно большого количества международных договоров в данной сфере, и особого прогресса от этого в настоящее время нет. Следовательно, смысл принимать на себя еще больше обязательств, тем более что данная Конвенция пока не доказала своей эффективности, отсутствует. В РФ существует достаточно объемная законодательная база по защите жертв домашнего насилия, однако в большинстве случаев виновные привлекаются к уголовной ответственности только в случае причинения тяжкого вреда здоровью. На региональном уровне лишь в одном из субъектов РФ (Архангельской области) действует специальный закон о домашнем насилии. Представляется важным разработать эффективные законодательные меры именно профилактики домашнего насилия, а также оказания незамедлительной помощи пострадавшим от домашнего насилия, заключающейся как в немедленном реагировании сотрудников следственного комитета и полиции на обращения граждан, так и в безвозмездной юридической, медицинской и иной помощи и выплате компенсаций в определенном законом размере. Стоит обратить отдельное внимание на то, что соблюдение баланса частных и публичных интересов представляет собой достаточно сложный и тонкий вопрос. Что касается переквалификации некоторых категорий дел (ст. 115 УК РФ, ст. 116.1 УК РФ) из категории дел частного обвинения в категорию дел публичного обвинения, то необходимо проанализировать принесет ли это желаемые результаты. Безусловно, одни только уголовные санкции не способны изменить сложный комплекс моделей поведения, которые составляют домашнее насилие. Важно отметить, что параллельный уголовный процесс создаваться не будет, так как все санкции будут закреплены исключительно в Уголовном кодексе, а специальный закон обозначит лишь положения по непосредственной защите жизни жертвы. Представляется целесообразным дополнить полномочия органов государственной власти субъекта полномочиями по разработку целевых программ профилактики домашнего насилия, а также обеспечивать координацию деятельности остальных субъектов профилактики. Выделение полномочий федеральных органов исполнительной власти по выработке государственной политики в сфере образования в части подготовки методических рекомендаций работникам по профилактике и выявлению случаев домашнего насилия. Положение критикуемых некоммерческих организаций должно стать более конкретным: так, они могут выполнять роль общественного контролера. Несмотря на критику обеих версий проекта федерального закона о профилактике домашнего насилия, стоит отметить следующее: проводить профилактику в рамках существующих механизмов возможно, однако наибольшей эффективности можно достичь расширением функций и скоординированностью работы органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, а также органов, осуществляющих разработку государственной политики в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты 1. Международный пакт о гражданских и политических правах: принятый и открытый для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года// СПС «Консультант Плюс». 2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года// СПС «Консультант Плюс». 3. Конвенция о правах ребенка: Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года// СПС «Консультант Плюс». 4. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин A/RES/48/104 от 23 февраля 1994 года// СПС «Консультант Плюс». 5. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Принят резолюцией 54/4 Генеральной Ассамблеи от 6 октября 1999 года// СПС «Консультант Плюс». 6. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбул, 11 мая 2011) // СПС «Консультант Плюс». 7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». 8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС «Консультант Плюс». 9. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (вступила в силу 26 января 1996 года N 14-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». 10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС «Консультант Плюс». 11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС «Консультант Плюс». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС «Консультант Плюс» 12. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» 13. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р // СПС «Консультант Плюс». 14. О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье: Закон Архангельской области от 03.06.2003 N 171-22-ОЗ (принят Архангельским областным Собранием депутатов 03.06.2003) // СПС «Консультант Плюс». 15. О профилактике семейно-бытового насилия: проект Федерального закона N 1183390-6// СПС «Консультант Плюс» Научная и учебная литература 16. Бадонов А.М. Домашнее насилие как инструмент власти в семье/ А.М. Бадонов // Власть. -2017. -№2. –С. 44-56. 17. Гиддэнс Э. Социология/ Э. Гиддэнс. –М.: Социс, 2019. – 412 с. 18. Давтян М. Д. Борьба с домашним насилием: развитие содержания обязательств государства в рекомендациях Комитета по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин/ М.Д. Давтян // Право и современные государства. -2018.- №4. –С. 12-19. 19. Доронина Н.Г. Гаагская конференция по международному частному праву и защита личности от насилия (обеспечение безопасности женщин и детей)/ Н.Г. Доронина, Н.И. Марышева // "Журнал российского права". -2014. -№ 7. –С. 49-57. 20. Жигунова Г.В. Причины насилия над женщинами в семье/ Г.В. Жигунова, Н.О. Пономаренко // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. -2019. №2 (34). –С. 28-34. 21. Жиляева С.К. Проблемные вопросы семейно-бытового насилия в отношении женщин и детей/ С.К. Жиляева, А.А. Красова // Вестник БелЮИ МВД России. -2019. -№2. –С. 11-24. 22. Лысова А.В. Системы реагирования на домашнее насилие: опыт США/ А.В. Лысова, Н.Г. Щитов // Социологический журнал. -2022. - №3. –С. 8-19. 23. Малкина-Пых И.Г. Виктимология (психология поведения жертвы)/ И.Г. малкина-Пых. –М.: Слово, 2017. – 334 с. 24. Муханова Е.Д. Насилие в семье: проблема социальная и правовая/ Е.Д. Муханова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. -2017. -№4. –С. 35-41. 25. Очередько В.П. Нормативно-правовое регулирование противодействия семейному насилию в современной России/ В.П. Очередько, В.С. Харламов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2021. -№3 (71). –С. 6-19. 26. Саламова С.Я. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика/ С.Я. Саламова // Lex Russica. -2018.- №9 (142). –С. 33-47. 27. Уокер Л. Циклическая теория насилия/ Л. Уокер. –М.: Социс, 2015. -402 с. Электронные ресурсы 28. Аналитический доклад Всемирного Банка 2005 года на тему «Предотвращение насилия на гендерной почве и реакция на него в странах со средним и низким уровнем доходов – общий обзор и анализ». URL: https://studylib.ru/doc/2169659/predotvrashhenie-nasiliya-na-gendernoj-pochve-i (дата обращения: 05.05.2023) 29. Девятый периодический доклад, представленный Российской Федерацией в соответствии со статьей 18 Конвенции и подлежащий представлению в 2019 году (Дата публикации: 12.11.2021).URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1785893/(дата обращения: 05.05.2023) 30. Доклад Генерального секретаря ООН тему «Углубленное исследование, посвященное всем формам насилия в отношении женщин».2021.URL: https://news.un.org/ru/story/2006/10/1094091 (дата обращения: 05.05.2023) Материалы судебной практики 31. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2022 // СПС «Консультант Плюс». 32. Приговор № 22-1009/2019 от 20 сентября 2019 г. по делу № 1-326/2018 // СПС «Консультант Плюс». 33. Постановление № 4А-584/2019 4-А-584/2019 от 18 сентября 2019 г. по делу № 4А-584/2019 (Верховный Суд Чувашской Республики (Чувашская Республика) // СПС «Консультант Плюс».
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Повышение эффективности деятельности компании путем централизации управления ИТ функцией
Количество страниц:
50
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
курсовая работа
ИНСТИТУТ МАССМЕДИА И РЕКЛАМЫ ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Разработка бизнес-плана открытия компании по доставке еды в городе Саранск
Количество страниц:
30
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image