Введение 3
1 Теоретические основы деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт 5
1.1 Сущность деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт 5
1.2 Регулирование деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт 7
1.3 Особенности современного этапа деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт 11
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк России» на рынке платежных карт 15
2.1 Условия выпуска и обслуживания банковских карт «Сбербанка России» 15
2.2 Динамика развития банковских карт в ПАО «Сбербанк России» 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковских карт 24
3.1 Признаки и элементы защиты банковской карты 24
3.2 Развитие новых электронных банковских технологий 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 1 40
Приложение 2 43
Читать дальше
Банковская карта – это общий термин, которым обозначают все виды карт, различающихся как по назначению, набору услуг, оказываемых с их помощью, так и по техническим возможностям и организациям, их выпускающим.
Банковские карты позволяют проводить операции между юридическими и физическими лицами в коммерческих организациях, внедрять банковские системы для обслуживания клиентов дома и на работе, а также обеспечивать вывод денежных средств на расчетные и ссудные счета в центре сети.
В настоящее время более 200 стран мира используют банковские карты для платежных операций, что говорит о том, что банковские карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковской сфере. Именно банковские карты во многих случаях играют ключевой элемент в электронных (и других) банковских системах. Они отличились в организации денежного обращения в промышленно развитых странах Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.
В мировой банковской практике использование банковских карт является важным источником прибыли.
Сейчас в России создается «индустрия» банковских карт.
Несмотря на кризис, количество новых банковских карт, выпущенных в 2021 году, продолжает расти, причем большая часть прироста по-прежнему приходится на топ-10.
За последние три года наблюдается положительная динамика выпуска банковских карт в России. Три четверти или 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы – Visa и MasterCard. Система Visa на данный момент считается лидером (около 41% российского рынка).
Кризис сильно определил, как динамику операций по пластиковым картам, так и их перспективы. Однако, по мнению аналитиков, возврат денежного расчета отраслей экономики на прежний уровень маловероятен. Весь мир переходит на безналичный расчет и междугородние перевозки, в связи с быстрым темпом и нехваткой времени карта во многих случаях является единственным способом пользоваться определенными услугами, не отходя от рабочего места или ПК. Российский рынок кредитных карт продолжит расти (хотя и более медленными темпами, чем в последние годы), в отличие от рынков многих европейских стран, которые уже достигли насыщения и также испытывают негативное влияние мировой финансовой ситуации. С другой стороны, есть и неоспоримый плюс кризиса: банки стали ориентироваться не на количество выпущенных кредитных карт или на привлечение новых клиентов, а на эффективность управления рисками и повышение качества кредитов.
Несмотря на растущую долю международных платежных систем на российском рынке пластмасс, место для локальных игроков все еще есть. Хотя уже сейчас понятно, что российские платежные системы не могут конкурировать с международными системами. По разным оценкам, их совокупная доля рынка составляет 20,25%. Для дальнейшего успешного развития локальных карт перспективной можно считать идею создания единой национальной платежной системы, которая позволит использовать эти карты на всей территории России.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 05.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.02.96, N 6, ст. 492.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33, ст. 3418.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
4. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. ЦБ РФ 15.10.2015 N 499-П) (ред. от 05.10.2021) // Вестник Банка России, N 115, 16.12.2015.
5. Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (ред. от 28.09.2020) // Вестник Банка России, N 17, 30.03.2005.
6. Указание ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1537-У «Об упорядочении отдельных нормативных актов Банка России» (ред. от 24.12.2004) // Вестник Банка России, N 17, 30.03.2005.
7. Аракчеева А.Д. Маркетинговая политика коммерческого банка / А.Д. Аракчеева, В.К. Лихобабин // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. – 2019. - № 2 (28). – с. 69-73.
8. Варламова Т.П. Совершенствование безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карт / Т.П. Варламова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. - № 4 (78). – с. 104-108.
9. Горбунова О.А. Розничный бизнес в Российской банковской системе / О.А. Горбунова, А.Ю. Воробьева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. - № 12-5 (44). – с. 29-35.
10. Зокиров М.А. Банковский розничный бизнес: инновации и проблемы развития / М.А. Зокиров. - Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. Том 5 (11). – М.: Интернаука, 2018. – с. 17-22.
11. Какорина А.В. Современное состояние розничного банковского бизнеса / А.В. Какорина, Н.А. Аппалонова // Вестник Тисби. – 2018. - № 4. – с. 97-101.
12. Кузнецов Н.В. Современные технологии банковского маркетинга: учебное пособие / Н.В. Кузнецов, О.И. Ларина. – М.: КноРус, 2021. – с. 204.
13. Курникова И.В. Банковский маркетинг: учебное пособие / И.В. Курникова, В.Э. Савин. – М.: Центр РИОР, 2023. – с. 141.
14. Мартыненко Н.Н. Развитие банковских услуг в сфере розничного бизнеса: монография / Н.Н. Мартыненко, О.М. Маркова, О.С. Рудакова, Н.Э. Соколинская. – М.: КноРус, 2018. – с. 174.
15. Морозевич О.А. Банковский маркетинг: учебное пособие / О.А. Морозевич, Е.С. Голомазова, О.И. Милевская. – Минск: БГЭУ, 2020. – с. 162.
16. Морозова Ю.В. Современные карточные продукты и их технологии в практике Российских банков / Ю.В. Морозова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. - № 1 (75). – с. 112-115.
17. Никитина А.В. Маркетинг в современной банковской системе / А.В. Никитина // Научный форум: экономика и менеджмент: сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции. Том № 11 (23). – М.: Международный центр науки и образования, 2018. – с. 12-18.
18. Родина Т.Е. Пластиковые карты как современный платежный инструмент / Т.Е. Родина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. - № 10-2 (112). - с. 161-166.
19. Сулейманова М.Р. Валютные операции и их роль в формировании доходов коммерческих банков: Т.34 / М.Р. Сулейманова, Д.М. Махачев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2019. - № 4. – с. 100-105.
20. Шайкенова А.Э. Проблемы и перспективы развития Российского рынка пластиковых карт / А.Э. Шайкенова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2019. - № 2-3 (56-57). – с. 151-155.
Читать дальше