Оформите на сайте реферат на заказ , если близится срок сдачи.
Так как понятие коллективной исторической травмы предполагает единство события и памяти о нем, область trauma studies неизбежно пересекается с полем науки о культурном наследии. Все это делает актуальными исследовательские проекты, которые посвящены сохранению и репрезентации наследия, связанного с негативным социальным опытом . Культурная травма (травма) – некое трагическое событие, которое разделило жизнь сообщества на «до» и «после» . Событие, которое создает в их групповом сознании представление о невозможности определения себя в рамках прошлой идентичности, что ведет к появлению ощущения себя в качестве «иного» по отношению к «прошлому» себе. Можно заключить, что травма является некой точкой бифуркации: прошлая идентичность перестает работать, и в след за ней начинает появляться новая. Можно отметить, что травма выступает инструментом для конструирования «другого», который является важной составляющей любой идентичности, где «другим» становится ответственный за травму . В современных социологических теориях культурная травма характеризуется как конструкт, формируемый заинтересованными мнемоническими акторами в результате культурного «процесса травмы» как деятельности, включающей обсуждение травмирующих событий, связанных с социальными трансформациями в «сообществах памяти», осознающих травму как угрозу коллективной идентичности, формирование коллективных нарративов о травме и направленной на их признание в обществе и основанные на нём действия по её компенсации . Культурная травма включает определение природы травмы, её причин и способов устранения от имени травмированного сообщества, распределение ролей жертв, виновных и спикеров травмы. Бесспорно, такая культурная травма произошла и с чеченским народом в процессе военных конфликтов. Актуальность темы исследования комплексностью проблемы, из-за чего она еще требует самостоятельного исследования большого количества книг, статей, опубликованных в периодических изданиях, а также интеренет-статей, которые дают значительную информацию по данному вопросу. Но, тем не менее, она по содержанию отнюдь неодинакова, в ней не прослеживается единая идея происходивших тогда военных событий. Причины и ход войны, а также ее результаты различаются в оценках разных источниках, статьях. Данные процессы трактуются в Чечне как национальная травма . Как отмечает ряд авторов, национальная травма создает определенные проблемы для правящей элиты в период легитимации интеграционных процессов в тех или иных сферах, значительно осложняя сотрудничество между странами . Хотя сотрудничество между бывшими регионами могло бы принести значительные выгоды обеим сторонам . Стоит отметить, что имеющийся консенсус по поводу ключевой причины обращения к травме в академической литературе не совсем соотносится с реальной картиной. Так, многие авторы связывают обращение к травме с желанием дистанцироваться от России. Отметим, что травма стала одним из инструментов коммоморации на постсоветском пространстве. Сегодня термин «коммеморация» прочно вошел в современный научный и политический обиход. В самом широком смысле – это все, что связывает человека с прошлым: различные артефакты, идеи, тексты. В узком смысле – это увековечение памяти о событиях: мемориалы, монументы, памятники, организация музеев, определение знаменательных дат, праздники, похороны, массовые мероприятия и т.д., т.е. то, что мы называем мемориальной деятельностью. Можно сказать, что коммеморация – это сознательный акт передачи мировоззренчески значимой информации о прошлом через увековечение определенных лиц и событий. Коммеморативные практики способствуют поддержанию в обществе единого отношения к прошлому, в том числе и прошлому «локальному», составляющему неотъемлемую часть общего прошлого народа и государства. В этом аспекте в данном исследовании ставится цель рассмотреть коммеморацию культурной травмы в Чеченской республике посредством кинематографа. Исследовательский вопрос затрагивает такой вопрос, как при перестройке пропаганды в кавказском регионе основным элементом стали печальные события чеченских войн и расстановка акцентов в пропаганде. Также подчеркнем, что восприятие исторических событий, основанное на доступных фактах, в условиях медиатизации социального пространства всё в большей степени дополняется и заменяется их смысловой интерпретацией. Объектом исследования является коммеморация чеченских войн. Предметом – её роль в дискурсе о войнах в кавказском регионе. Целью работы является определнеи особенности в процессах коммеморации. Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - Определить предметное содержание возрождения и формирования национальных, культурных и языковых ценностей, в аспекте коммеморации, основанной на культурной травме Россиян; - Рассмотреть и охарактеризовать становление и эволюцию комемморации в работах Мориса Хальбвакса и Янна Ассмана; - Выявить особенности трактовки событий в чеченских военных инцендентах в кинематографе, в аспекте коммеморации Одна из первых работ, непосредственно посвященных теории травмы –«Tеstimony: Crisеs оf Witnеssing in Litеrature, Psychоanalysis, аnd Histоry», была опубликована в 1992 году Шошанной Фелман и Дори Лаумб . Работа относится к популярному направлению теории травмы. Стоит отметить, что за последние три десятилетия эта теория получила широкое распространение среди западных ученых. Так, можно выделить работы следующих авторов – Е.А. Каплан , Д. Александер , Д. Ла Карпа , Э. Сантнер , О. Бартов , К. Мерридейл , П. Штомпка , Д. Митчелл , К. Краут . Данные работы в основном носят социологический характер. Практики сохранения и использования культурного наследия являются естественным продолжением изучения мемориальной культуры, теоретическую основу которого составляют парадигмальные труды Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, Я. Ассмана, А. Ассман, П. Рикера, П. Нора, П. Хаттона Работа Я. Ассмана предлагает стратегию комплексной актуализации идей Хальбвакса посредством общего обзора ключевых аспектов работ французского социолога, что далее позволяет ему применять наработки исследователя для собственного анализа. А. Ассман, напротив, не делает обзоров идей. Она подкрепляет собственные тезисы положениями концепции Хальбвакса. Среди российских работ можно выделить сборник «Травма пункты», выпущенного под редакцией С. Ушакина и Е. Трубиной . Необходимо отметить, что теории травмы в России были посвящены некоторые конференции, которые конструирует это направление как место критического осмысления постсоветского пространства. Однако теоретических и методологических работ на русском языке этому направлению посвящено мало, что создает ситуацию терминологической путаницы в российском сегменте исследований . Теоретической рамкой исследования выступает теория дискурса. Социокультурная теория памяти Хальбвакса, которая позволяет рассматривать память как нечто конструируемое, а также легитимировать ее. Также будет использована дискурсивная теория Я. Ассмана, которая позволяет установить связь между национальной идентичностью и дискурсом, вводит понятия коммеморации. Методами исслаедования стали анализ документов, дискурс-анализ, контент анализ. Эмпирическая база состоит двух блоков документов, датируемых 1991-2017 годами. Первый блок – нормативные документы: программы национального развития; законодательные акты, связанные с травмой. Второй блок – выступления и речи глав государств и правительств Чечни и России, приуроченные к памятным датам, связанным с травмой, и дням независимости. Будет проанализорован блок фильмов с содержанием заданной тематики, для выявления развития основной идеи и формирования взглядов народных масс. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов основной части, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи исследования, формулируется исследовательский вопрос. В заключении собраны основные выводы, полученные в ходе изучения темы данной работы.