ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Жанр готического романа в западной литературе………………………………………………………………………..8 1.1. Национальные особенности готического романа (Франция, Англия и др.)………………………………………………………………………………...8 1.2. Поэтика готического романа…………………………………………….17 Глава 2. Система персонажей в «готическом» романе……………………..28 2.1. Образ злодея……………………………………………………………….28 2.2. Роль женских образов в «готическом» романе…………………………32 2.3. Функции второстепенных персонажей…………………………………..35 Глава 3. Готическая традиция в романе «Легенда старинного баронского замка»……………………………………………………………………………39 3.1 Готическая литература в России………………………………………….39 3.2. Элементы готической традиции в романе «Легенда старинного баронского замка»……………………………………………………………..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..56

ГОТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РОМАНЕ ВИКТОРА ПРИБЫТКОВА «ЛЕГЕНДА СТАРИННОГО БАРОНСКОГО ЗАМКА»

дипломная работа
Литература
60 страниц
93% уникальность
2023 год
24 просмотров
Иванов А.
Эксперт по предмету «Зарубежная литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Жанр готического романа в западной литературе………………………………………………………………………..8 1.1. Национальные особенности готического романа (Франция, Англия и др.)………………………………………………………………………………...8 1.2. Поэтика готического романа…………………………………………….17 Глава 2. Система персонажей в «готическом» романе……………………..28 2.1. Образ злодея……………………………………………………………….28 2.2. Роль женских образов в «готическом» романе…………………………32 2.3. Функции второстепенных персонажей…………………………………..35 Глава 3. Готическая традиция в романе «Легенда старинного баронского замка»……………………………………………………………………………39 3.1 Готическая литература в России………………………………………….39 3.2. Элементы готической традиции в романе «Легенда старинного баронского замка»……………………………………………………………..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..56
Читать дальше
Готический роман принадлежит к числу наиболее своеобразных литературных жанров, непохожих на другие, привычные, жанры литературы. Он привлекает, как представляется, своей иррациональностью, «тёмной» стороной человеческого существования, что в силу человеческой природы часто притягивает больше, чем противоположная, «светлая», сторона. И особенно интерес к иррациональной готике возникает в те времена, когда иррационально складываются окружающие жизненные обстоятельства, в условиях духовных кризисов, когда разрушаются старые, казалось бы, незыблемые устои. Жанр классического готического романа в европейской литературе возник в конце XVIII века, на волне духовного кризиса, вызванного разочарованием в идеях Просвещения XVIII века. Литературоведы относят эти явления к начальной стадии формирования нового, вслед за классицизмом и Просвещением, литературного направления – романтизма (поэтому эта стадия так и называется – преромантизмом). Преромантизм и «готика» в частности ещё наполнены смятением перед иррациональным в жизни, смятением, вызванным ломкой устоев.


Окажем помощь в написании дипломной работы в москве , напишите нашим специалистам.


Старое разрушено, нового пока нет, остаётся в ужасе созерцать развалины жизни во всех смыслах этого слова. «Законодателем мод» в этом направлении была Великобритания, начиная, по традиционной историографии, от Х.Уолпола («Замок Отранто», 1764) вплоть до Ч.Метьюрина («Мельмот Скиталец», 1820). Классиком же жанра стала, по общему признанию, Энн Рэдклифф (в более традиционной огласовке Анна Радклиф ) с романами «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец, или Исповедальня кающихся, облачённых в чёрное» (1797). На несколько десятилетий рубежа XVIII-XIX веков «готическая» тема стала очень модной. Русская литература также отдала дань готической традиции. В.Э.Вацуро в своей монографии о готическом романе в России проследил особенности эволюции жанра в русской литературе, от знакомства с ранними романами (Х.Уолпола, К.Рив, С. Ли) посредством переводов и собственных опытов в этом направлении («Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» Н.М.Карамзина), вплоть до изводов жанра в виде ливонских повестей А.А.Бестужева-Марлинского, нравоописательных и бытовых романов 1820-х годов. При всём том жанр готического романа в отечественной литературе раскрыт, на наш взгляд, явно недостаточно. Из содержательных исследований советского времени можно назвать, пожалуй, только главу в академической «Истории английской литературы» , причём соответствующий том вышел ещё с окончанием Великой Отечественной войны, в 1945 г., и сейчас малодоступен, книгу Н.А.Соловьёвой «У истоков английского романтизма» да небольшой фрагмент учебного пособия «История зарубежной литературы XVIII века» , причём все эти исследования посвящены прежде всего английской литературной готике, оставляя за рамками другие, в том числе французские, произведения. Положение начало меняться только в 1990-е годы. По всей видимости, это было связано и со сломом эпохи, очередным духовным кризисом, охватившим мир и нашу страну после распада социалистического блока и утверждения монополии США в мировой политике. Издательство «Ладомир» начало выпускать серию «Готический роман», в которой вышел целый ряд знаковых произведений, появились разного рода статьи и исследования жанра. Крупным достижением стала монография В.А.Лукова «Предромантизм» , в которой были обстоятельно рассмотрены предромантические проявления в европейском искусстве. Кроме того, для изучения поэтики готической литературы большое значение имеет работа Г.В.Заломкиной «Поэтика пространства и времени в готическом сюжете» . Русской готике конца XVIII – начала XIX века посвящена, как уже упоминалось, книга В.Э.Вацуро «Готический роман в России» (впрочем. автор не успел рассмотреть в ней ряд явлений жанра). Кроме того, существуют и такие, например, издания, как: «История зарубежной литературы. Предромантизм» Н.А.Соловьёвой , диссертации по проблемам готического романа и т.п. К сожалению, мы были лишены возможности использовать эти работы. Всего этого явно недостаточно для заявленной работы, хотя, безусловно, эстетические основы готического жанра и его проявление в классических произведениях представлены в них хорошо. Гораздо хуже проработаны в научных исследованиях и, как правило, разбросаны по разрозненным публикациям проблемы специфики русской «готики», её взаимодействия с европейскими образцами жанра, а также поздние образчики «готики», такие, например, как заявленный в теме исследования роман В.Прибыткова «Легенда старинного баронского замка». Напомним, что он появился в 1883 году и относится исследователями скорее к «спиритическому» роману, но по целому ряду признаков есть основания считать его «последышем» готического романа. Необходимо также прояснить связь самого жанра «спиритического» романа с готическим. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования. Новизна его заключается в том, что, насколько нам известно, не существует исследований, которые бы рассматривали роман В.Прибыткова в контексте эволюции готического романа. Цель исследования – изучить те художественные связи, которые объединяют роман В.Прибыткова «Тайна старинного баронского замка» с «готическим» жанром литературы. Задачи исследования: - во-первых, сформулировать на основе уже существующих исследований художественные основы жанра готического романа, каким он сложился в последней четверти XVIII века в западноевропейских литературах, - во-вторых, прояснить специфику русской «литературной готики»; - наконец, в-третьих, выявить особенности жанра романа В.Прибыткова, те его черты, которые позволяют говорить о «готичности» романа, выявить связь «спиритического» романа, модного в конце XIX в., с жанром романа готического. Исходя из всего сказанного, отметим, что наша работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматривается специфика «готического» жанра в литературе в целом и готического романа в частности, намечаются пути дальнейшего, во второй половине XIX века, развития готических мотивов и темы потустороннего мира в дальнейшей литературе, выясняются особенности поэтики жанра готического романа, тех художественных средств, которые создавали его лицо. Вторая глава посвящена системе персонажей готического романа, их специфике, обрисовке, системе главных и второстепенных персонажей и т.п. Третья глава повествует о «русской готике», её месте в литературной эволюции и месте в этой эволюции «спиритического», или «оккультного», романа, и на основании сделанных выводов характеризуется роман В.Прибыткова «Легенда старинного баронского замка». Центральной мыслью работы является та, что парадоксальная, на первый взгляд, связь европейского и прежде всего английского «готического» романа конца XVIII – начала XIX веков со «спиритическим» романом русского автора В.Прибыткова 1883 года на самом деле заключается в признании в обоих случаях потустороннего мира как сосуществующего наравне с реальным и имеющего с ним определённые каналы связи, которые проявляются в определённых сюжетных обстоятельствах.

Читать дальше
Таким образом, мы видим, что готическая традиция вновь и вновь воскресает в романах совершенно иных времён и иных направлений, когда она в чистом виде уже не существует, преломляясь в романах других жанров Из обзора эволюции готического романа становится понятным, что те или иные его составляющие практически неизменно воскресают в произведениях более поздних эпох и жанров, оказываясь весьма органичными для них и продолжая воспроизводить «романы страха», загадочности и потусторонних явлений – мотив, который, насколько можно судить, всегда беспокоил и интересовал человечество. В свою очередь, спиритуалистический жанр романа оказывается очень продуктивным для воскрешения популярной готической темы как своего рода канал для проникновения в потусторонний мир. Две этих тенденции оказались в весьма взаимоблагоприятных «отношениях» друг к другу, что и создало возможность для написания романа, подобного роману В.Прибыткова «Легенда старинного баронского замка». В романе мы видим, таким образом, целый ряд характерных для готического романа явлений. Это и фамильная тайна, будоражащая окружающих, с которой они вынуждены считаться, и загадочные стуки и призраки в замке, и таинственная рукопись, которая проливает свет на происходящее и объясняет это происходящее, действия недобросовестных людей, одержимых страстями (как, например, старший брат Бруно Адольф и мачеха Бланки, её опекун, препятствующий её союзу с Бруно), которые приносят вред окружающим, сны, которые оказываются вещими и наполненными глубоким содержанием, и многое другое, что несёт в себе суггестивное, тревожащее своей загадочностью начало. Всё это «приправлено» спиритуалистическими реалиями, также ориентированными на постижение потустороннего мира, что создаёт вполне органичный сплав двух различных, казалось бы, литературных жанров – нельзя не отдать должное фантазии автора, В.Прибыткова, остроумно решившего совместить их, что породило ещё один вариант романа с отчётливо готическими началами, пусть и в иной исторической атмосфере, в ином времени.
Читать дальше
Источники Белое привидение: Русская готика. – СПб.: Азбука, 2006. – 512 с. Большое собрание мистических историй в одном томе. – М.: Эксмо, 2019. – 799 с. Infernaliana. Французская готическая проза XVIII-XIX веков. – (Готический роман). - М.: Ладомир, 1999. – 760 с. Ли С. Убежище, или Повесть иных времён. – (Готический роман). – М.: Ладомир, 2000. – 342 с. Льюис М. Монах. – (Готический роман). – М.: Ладомир, 1993. – 344 с. Метьюрин Ч.Г. Мельмот Скиталец. – (Лит. памятники). – М.: Наука, 1983. Мистические истории. День Всех Душ. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 352 с. Мистические истории. Лицом к лицу с призраками. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 480 с. Мистические истории. Любовь мёртвой красавицы. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 446 с. Мистические истории. Признак и костоправ. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 510 с. Мистические истории. Ребёнок, которого увели фейри. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 416 с. Мистические истории. Тайный сообщник. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – 416 с. Пикок Т. Лав. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. – (Лит. памятники). – М.: Наука, 1988. – 424 с. Прибытков В. Легенда старинного баронского замка. – (Рус. оккультный роман, т. XI). – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2020. – 100 с. – (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. CCCLXVIII). file:///C:/Users/001/Downloads/pribytkov-viktor-legenda-starinnogo-baronskogo-zamka-russkiy-okkultnyy-roman-t.-xi-315102.pdf Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в чёрное. – (Литературные памятники). – М.: Ладомир, 2000. – 522 с. Радклиф А. Удольфские тайны. – (Шедевры в одном томе). – М.: АСТ, 2022. – 704 с. Рэдклифф А. Роман в лесу. – (Готический роман). – М.: Ладомир, 1999. – 316 с. Рив К. Старый английский барон. – (Лит. памятники). – М.: Ладомир, Наука, 2012. – 267 с. Русская готическая повесть XIX века.– М.: Три Квадрата, 2008. Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. – (Лит. памятники). – Л.: Наука, 1967. Шедевры английского готического рассказа. В 2-х т. – М.: Изд-во «Слово», 1994. – Т. 1. – 620 с.; Т. 2. – 558 с. Исследования Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Г. Мельмот Скиталец. – (Лит. памятники). – М.: Наука, 1983. – С. 531-638. Антонов С.А, Чамеев А.А. Анна Радклиф и её роман «Итальянец» // Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в чёрное. – (Литературные памятники). – М.: Ладомир, 2000. – С. 371-480. Антонов С.А. У истоков готической прозы. Клара Рив и её роман «Старый английский барон» // Рив К. Старый английский барон. – М.: Ладомир, 2012. – (Литературные памятники). – С. 163-217. Атарова К.Н. Анна Рэдклифф и её время // Рэдклифф А. Роман в лесу. – (Готический роман). – М.: Ладомир, 1999. – С . 5-12. Вацуро В.Э. Готический роман в России. – (Филологическое наследие). - М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 545 с. Гениева Е.Ю. Сатирик Пикок, «смеющийся философ» // Пикок Т. Лав. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. – (Лит. памятники). – М.: Наука, 1988. – С. 358-382. Григорьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. – Ростов-на-Дону, 1988. Елистратова А.А. Предромантизм: [Английская литература XVIII в.] // История всемирной литературы: в 8 т. М., 1983–1994. - Т. 5. - 1988. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. – (Лит. памятники). – Л.: Наука, 1967. – С . 249-284. Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. - Самара: Самарский ун-т, 2006. — 227 с. Заломкина Г.В. Готический роман // Бол. российск. энциклопедия. Эл. адрес: https://bigenc.ru/literature/text/2373726. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии. – 1978. - № 7. Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII-XIX веков. – (Готический роман). - М.: Ладомир, 1999. - https://litresp.ru/chitat/ru/К/kazot-zhak/infernaliana-francuzskaya-goticheskaya-proza-xviiixix-vekov История английской литературы. – Том 1, выпуск второй. – М. Л..: Изд-во АН СССР, 1945. – 656 с. История зарубежной литературы XVIII века. Страны Европы и США. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. Карпенко А.В., Лаврова Э.А. Развитие традиций «готического романа в русской литературе начала XIX века// В сборнике: Студенческая наука Подмосковью. Материалы Международной научной конференции молодых учёных. 2018. - С. 235-238. Колыганова Н.А. Готическая традиция в русской литературе XIX – начала XX века: итоги и перспективы изучения // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 1. - С. 203-204. Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти т. – М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. Ладыгин М. Б. Английский готический роман и проблемы романтизма. – М., 1978. Ласкина Н. Литература ужасов: от готики до хоррора. Готический роман: истоки хоррора и средневековые замки. Эл. адрес: https://levelvan.ru/pcontent/horror-7/gothic Липинская А.А. Уютный загородный дом с центральным отоплением: Несколько слов о готических новеллах // Мистические истории. День Всех Душ. – (Азбука-классика). – СПб.: Азбука, 2022. – С. 5-28. Луков Вл. А. Предромантизм. – М.: Наука, 2006. – 684 с. Малкина В.Я. Готическая традиция в русской литературе XIX века. Постановка проблемы// Мир романтизма. - 2000. - № 3 (27). - С. 122-126. Малкина В.Я. Готическая традиция в русской литературе конца XVIII - начала XIX веков// Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 156-169. Напцок Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведени, – 2008. – № 10. – С. 112-117. Приданникова Т. Готический роман. Что это такое? // Голос магнитогорской молодежи (Магнитогорск).- 1991.- 8-14 окт.- С. 4 - 5. Эл. адрес: https://www.fandom.ru/about_fan/pridannikova_01.htm Проценко И.Б. Предисловие // Ли С. Убежище, или Повесть иных времён. – (Готический роман). – М.: Ладомир, 2000. – С. 1-12. Раздьяконов В.С. Расцвет и закат экспериментального спиритизма в России 1880-1990-ых годов// Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение.- 2010. - № 15 (58). - С. 162-171. Соловьёва Н.А. У истоков английского романтизма. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 232 с. Суркова А.Р. Журнал «Ребус» как первая публицистическая площадка русского медиумического сообщества//Век информации. - 2018.- № 2-1. - С. 125-127. Талалаева О.Г. Проза Бунина И.А. и готическая традиция в русской литературе// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 7 (99). - С. 165-171. Тамарченко Н.Д. Готическая традиция в русской литературе. М.: РГГУ, - 2008. – 352 с. Тамарченко Н.Д., Зусева В.Б., Малкина В.Я., Михалева А.А., Полякова А.А., Самородницкая Е.И., Федунина О.В. Готическая традиция в русской литературе/ Москва, 2008. – 352 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации
Количество страниц:
36
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
Алиментные обязательства родителей и детей: особенности правового регулирования
Количество страниц:
55
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Разновидности восходящего тона в английском языке
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image