1. Агапов С. И. Диагностика результативности воспитательного процесса в работе с социально неблагополучными подростками (из опыта работы воспитателя) // Академия профессионального образования. 2020. № 1(92). С. 30-35.
2. Безверхова С. Г. Социально-психологическая работа с подростками, в том числе с подростками «группы риска» в контексте межведомственного взаимодействия // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. Волгоград: ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2019. С. 214-217.
3. Бикмурзина Т. А. Технологии социальной работы с подростками, имеющими делинквентное поведение. 2019. № 11(43). С. 51-52.
4. Блинова Т. И. Социальная работа с неблагополучными семьями в рамках общеобразовательной школы // Совершенствование качества образования. Братск: Братский государственный университет, 2022. С. 254-260.
5. Богданова С. А. Социальная работа с подростками // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2019. С. 134-135.
6. Болдина М. А. Методы социальной работы в общеобразовательном учреждении с подростками, склонными к правонарушениям // Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы / Под редакцией П.А. Михеева. Новочеркасск: ООО "Лик", 2018. С. 98-101.
7. Буздалова С. А. Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками // Вестник науки. 2023. Т. 4, № 1(58). С. 129-134.
8. Буянова Е. П. Актуальные направления работы социального педагога в школе // Вестник научных конференций. 2020. № 8-2(60). С. 26-28.
9. Вандышева Л. В. Средовой подход к социальной работе с подростками девиантного поведения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2021. № 1. С. 113-120.
10. Виноградов В. Л. Оценка качества воспитательной работы в школе как социальной услуги, основанной на стандартах // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-7(62). С. 63-69.
11. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка (сборник). М.: Эксмо. 512 с.
12. Глухова Н. В. Особенности организации проектной деятельности учащихся социальным педагогом общеобразовательной школы (из опыта работы) // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. С. 23-25.
13. Грицай А. Е. Профилактическая деятельность специалиста по социальной работе с подростками девиантного поведения // Социальные и культурные практики в современном российском обществе. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 61.
14. Гришанова О. С. Эффективность профилактической работы школы в оценках специалистов социально-психологической службы // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3, № 2. С. 15-21.
15. Дятлова Е. Н. Анализ практики формирования социально-гуманитарных знаний обучающихся общеобразовательной школы (на материалах опытно-экспериментальной работы) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 146-152.
16. Зарубина Н. А. Система социально - психолого - педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в общеобразовательной школе // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. Челябинск: ООО «Агентство международных исследований», 2019. С. 30-33.
17. Зритнева Е. И. Организация социально-педагогической работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 34-36.
18. Кемалова Л. И. Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 3-2. С. 44-55.
19. Коренева Н. А. Работа школы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Актуальные проблемы современного детства. Чита: ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края", 2019. С. 74-80.
20. Красильникова К. С. Подростки с девиантным поведением, как объект социальной работы // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2018. С. 283-288.
21. Кудинова Е. А. Организация социальной работы с подростками девиантного поведения // Технологии образования. 2022. № 1(15). С. 144-148.
22. Кудрявцева М. В. Аспекты организации социально-педагогической работы с подростками // Вестник современных исследований. 2019. № 4.1(31). С. 48-51.
23. Маметьева О. С. Профессионально-этические основы социальной работы с подростками девиантного поведения // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 2(14). С. 59-60.
24. Мацкова И. А. Работа социального педагога общеобразовательной школы в современных условиях // Психология образования: проблемы и перспективы развития. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. С. 48-54.
25. Менщикова А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками // Молодой ученый. 2021. № 24(366). С. 338-340.
26. Митюрева Е. Ю. Социальная работа с детьми и подростками из неблагополучных семей // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 11. С. 275-279.
27. Моторкина Н. В. Социально-психологическая работа с подростками "группы риска" // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. Волгоград: ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2019. С. 171-173.
28. Паландузян Е. Ю. Технологии социального партнерства в профориентационной работе системы: "ВУЗ-школа" (из опыта работы) // От ранней профориентации к выбору профессии инженера - Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Санкт-Петербург: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2019. С. 167-173.
29. Рудакова Е. Н. Отдельные особенности социальной работы с подростками // Современная социальная работа как профессиональная деятельность. Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна, 2019. С. 34-42.
30. Садовникова Е. В. Содержание и формы социально-педагогической работы с детьми группы риска в условиях общеобразовательной школы // Неделя Российской психологии в ГСГУ. Коломна: ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. С. 296-300.
31. Сердюков Б. В. Социальная среда подростков группы риска: социологический анализ и рекомендации по работе для профильных специалистов // СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «КОНТАКТ»». Нижний Новгород : Союзполиграф, 2020. 188 с.
32. Скорнякова А. И. Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 4. С. 52-60.
33. Социальное проектирование в воспитательной работе школы / Т. А. Чеховская // Академическая публицистика. 2022. № 2-1. С. 186-189.
34. Социально-педагогические технологии работы с подростками девиантного поведения / И. А. Ахметшина. Москва : ООО «Издательство «Экон-Информ», 2022. 197 с.
35. Спрангер Э. Учебная школа, трудовая школа, жизненная школа // Новые идеи в педагогике / Трудовая школа. СПб: Издательство «Образование». 1913. 156 с.
36. Сушенцова Ю. С. Социальная работа с девиантными подростками // Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. С. 114-115.
37. Талканбаева М. Д. Социально-психологический тренинг как метод коррекционной работы среди подростков с проявлениями подражания агрессии. 2021. № 29(8). С. 374-388.
38. Турова А. А. Цифровые инструменты в работе специалистов социально-психолого-педагогической службе школы // Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 211-216.
39. Ульданова А. Ф. Социально-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения старших подростков посредством групповых форм работы // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. С. 340-342.
40. Фарахутдинова И. Ф. Технологии социальной работы с девиантными подростками // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Пенза: "Наука и Просвещение", 2020. С. 54-55.
41. Фаузитдинова А. А. Факторы и формы социальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2022. № S4. С. 177-181.
42. Хасанова, Г. М. Актуальность работы социального педагога в школе // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе. Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. С. 252-256.
43. Хафизова М. Социальная работа в школе // Психология и педагогика творчества. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 84-85.
44. Храмкова Е. А. Особенности работы школы с семьями обучающихся, находящихся в социально опасном положении // Актуальные проблемы современного детства. Чита: ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2019. С. 104-108.
45. Шайдукова Л. Д. Социальная работа с девиантными подростками // Международный академический вестник. 2019. № 11(43). С. 57-59.
46. Шокот М. А. Сопровождение профессиональной ориентации обучающихся как направление работы социального педагога в школе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Евпатория: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. С. 243-248.
47. Явбатырова Б. Г. Организация работы социального педагога с детьми отвергающими школу // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 296-299.
48. Яроцкая А. В. Формы социально-досуговой деятельности в социальной работе с девиантными подростками // Форум молодых ученых. 2018. № 12-4(28). С. 947-950.
49. Ярычев Н. У. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска // Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества. Курск: ЗАО "Университетская книга", 2018. С. 111-113.
50. Ястребова Е. К. Социально-психолСоциальная работа в школе сегодня – весьма востребованное направление. Это обусловлено тем, что она способна объединять усилия специалистов разного профиля для проведения профилактических социально-педагогических мероприятий с детьми, их родителями, а также с учителями. Весь комплекс мер поможет не только выявить причины проблем, но и разрешить их, выделить ключевые рекомендации по дальнейшей профилактике или предотвращению на начальных стадиях
Итак, основные цели социальной работы в МАОУ «Подгорнская СОШ»:
Во-первых, это возможность устранения специфических трудностей и помощь в их преодолении. Особое внимание уделяют трудностям, возникающим в процессе социализации ребенка из социально неблагополучной семьи, или слоя общества.
Во-вторых, социальные работники обладают навыки развития процессов опережающей социализации. Ее цель – ознакомить учеников с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию перспектив их возможного будущего. Важно учесть тот факт, что при ознакомлении не учитывается происхождение ребенка, а также история его семьи.
Также социальная работа в условиях школы способствует развитию комплекса личностных и социально-образовательных процессов, причем как на стадии общеобразовательного обучения, так и на стадии выбора человеком профессии (10-11 классы). Социальный работник принимает активное участие в педагогическом разрешении потенциальных конфликтов, а также тех конфликтов, которые существуют в течение продолжительного времени.
Основные направления работы специалистов школы МАОУ «Подгорнская СОШ»:
Помощь в выборе образовательного маршрута.
Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
«Здоровье и здоровый образ жизни».
Обучение по индивидуальным планам.
На базе МАОУ «Подгорнская СОШ» было проведено несколько исследований среди учеников.
По результатам первого исследования были сделаны следующие выводы. Большинство опрошенных отрицательно относятся к курению, но вызывает недоумение количество людей (25,9%), равнодушных к вредным явлениям курения. Средний возраст, в котором впервые пробуют курить, снижается, при этом анализ показывает, что девочки впервые пробуют курить в возрасте 7-8 лет. Обсуждения проблем семейных отношений и вредных привычек остаются актуальными.
Данные второго исследования показали, что некоторые подростки испытывают высокий уровень тревожности, депрессии, ригидности и агрессии, что в некоторых случаях может способствовать суицидальному поведению. Вышеизложенное свидетельствует о сохраняющейся необходимости профилактики суицидального поведения молодежи в образовательных учреждениях, а использование интерактивных модальностей среди подростков представляется целесообразным для разработки комплексных программ профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, рассчитанных на работу с самими подростками и их семьями.
Социальная служба в рамках МАОУ «Подгорнская СОШ» выполняет особые функции. Она предназначена для организации активного сотрудничества как администрации школы и ее педагогического состава, так и учеников и родителей друг с другом. Социальные работники создают условия для максимально безопасной и комфортной творческой жизни учащегося школы, оказывает поддержку нуждающимся, налаживает отношения в коллективе и препятствует появлению психического насилия над личностью, которая отличается от остальных по каким-либо признакам.
Социальный работник исследует общественное мнение в школьном коллективе, выявляет лидеров, аутсайдеров, а также рейтинг преподавателей. Здоровая психологическая обстановка в школьном коллективе способствует улучшению общего состояния каждого школьника, а также повышает его мотивацию к участию в учебном процессе.
Таким образом, социальная работа в МАОУ «Подгорнская СОШ» имеет особое значение в современной образовательной системе. С учетом того, что не все преподаватели могут предугадать проблемы в школьном коллективе и предотвратить их, работа социальных служб является приоритетным направлением, которое сегодня развивается в достаточно активной динамике.
огическая работа с подростками "группы риска" // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. Волгоград: ГАУ ДПО "Волгоградская государственная академия последипломного образования", 2019. С. 262-266.