Введение 3
1 Особые образовательные потребности младших школьников с ЗПР в инклюзивном классе 5
1.1 Психологические особенности младших школьников с ЗПР 5
1.2 Особенности обучения младших школьников с ЗПР 13
1.3 Особые образовательные потребности младших школьников с ЗПР 17
2. Организационно-педагогические условия обучения младших школьников с ЗПР 23
2.1.Организационные условия обучения младших школьников с ЗПР 23
2.2.Педагогические условия обучения 34
Заключение 45
Список литературы 46
Читать дальше
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно обучение детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30-х годах прошлого века выдающийся педагог Л.С. Выгодский обосновал идею инклюзивного образования как педагогической системы, органично сочетающей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития у детей, для успешной социальной практики физического дефекта ребенка.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей-инвалидов (ОВЗ). Признание права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и в полной мере использующего возможности развития, привело к важнейшим инициативам и направлениям новой образовательной политики.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья равноправное обучение в общеобразовательной организации по типовым программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – это приобретение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Учась вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушением здоровья.
Читать дальше
1. Андрусева И.В. Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики [Текст]/ И.В. Андрусева, Ю.С. Спичко // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам VIII Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Москва, 5-10 июня 2017 г. – Москва, 2017. – Т. 6 (8). – С. 7-10.
2. Бабкина Н.В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития : предпосылки и условия реализации / Н.В. Бабкина// Альманах Института коррекционной педагогики : сетевое изд. – 2018. – № 34. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/inclusive-education-of-children-with-delay-of-mental-development-prerequisites-and-conditions-of-implementation?ysclid=la6d5q92e4130609581 (Дата обращения: 19.05.2023)
3. Винникова Г.М. Методы и приёмы обучения на уроке детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями (ЗПР) в общеобразовательных организациях (учреждениях) / Г.М. Винникова// [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://multiurok.ru/files/metody-i-priiomy-obucheniia-na-uroke-detei-s-zader.html?ysclid=lbzxxli6q1774697236 (Дата обращения: 19.05.2023)
4. Воробьев И.К. Использование программно-методического комплекса "Лента Времени" в логопедической работе с младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст]/ И.К. Воробьев // РИМС.–2010-2021.– С. 36-154
5. Долгобородова Д.А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д.А. Долгобородова, В.А. Варенцов [Текст]/ Д.А. Долгобородова // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар : Новация, 2021. – С. 52-54.
6. Заркенова Л.С. Использование инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках «Познание мира» [Текст]/ Л.С. Заркенова, Б.И. Ильясова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 – С. 18-24.
7. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие [Текст]/ О. В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – 166 с.
8. Инклюзивное образование : настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие [Текст]/ М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова [и др.]. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : Владос, 2019. – 166, [1] с.
9. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23?25 окт. 2019 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. – Москва : МГППУ, 2019. – 502 с.
10. Казакова Т. И. Организация работы учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования[Текст] / Т. И. Казакова, Г. Ф. Понкратенко // Вестн. науч. о-ва школьников, аспирантов и молодых ученых. – 2018. – № 2. – С. 103–113.
11. Киселева Е.Е. Социальная адаптация младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования [Текст]/ Е.Е. Киселева// Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее : сб. тр. – Тула, 2019. – С. 148-151.
12. Королева Ю.А. Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивной школы-интерната) [Текст]/ Ю.А. Королева// Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71. – С. 441-444.
13. Кубышкина Ю.В. Организация обучения детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Ю.В. Кубышкина// Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – Pedsovet.su .[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pedsovet.su/load/573-1-0-57804?ysclid=la6h8esnrm33806706 (Дата обращения: 19.05.2023)
14. Кузьмичева Т.В. Интегративная модель подготовки педагогов и психологов для работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. ... д-ра наук [Текст]/ Кузьмичева Татьяна Викторовна. – Москва, 2020. – 245 с.
15. Литвинович А.В. Работа с задержкой психического развития у младших школьников / А.В. Литвинова// Nsportal.ru : социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2021/05/21/rabota-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-u?ysclid=lc0255rl1c830460428 (Дата обращения: 19.05.2023)
16. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О.В. Покаместова // Проблемы Науки. – 2019. – №12 (30). – С. 126-127.
17. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение. Социализация. Психокоррекция : хрестоматия [Текст]/ сост. О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Речь, 2020. – 430 с.
18. Суровицкая Ю.Ю. Особенности организации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития[Текст] / Ю.Ю. Суровицкая, А.Е. Такенова, А.К. Садыкова, К. К. Куламбаева // Наука и реальность/Science Reality. – 2020. – № 4.2. – С. 101-104.
19. Хабибулина Ю.М. Особенности обучения младших школьников в условиях инклюзивного класса[Текст]/ Ю.М. Хабибулина // Педагогика. Психология. Общество : сб. тр. – Чебоксары, 2022. – С. 196-198.
20. Шитикова И.Н. Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития / И.Н. Щитикова// Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2022/05/04/statya-soderzhanie-i-metody?ysclid=la6gica8n2176606774 (Дата обращения: 19.05.2023
Читать дальше