Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретическая часть ……………………………………………….…4
1.1. Характеристика современного состояния исследования кризиса юношеской личности и ситуации их преодоления……………………………4
1.2. Методологические подходы к решению проблемы кризиса юношеской личности и ситуации их преодоления…………………………………………8
1.3. Определение путей решения кризиса юношеской личности и ситуации их преодоления ……………………………………………………………………12
Глава 2. Аналитическая часть…………………………………………………15
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта…………………………15
2.2. Анализ состояния кризиса юношеской личности и ситуации их преодоления……………………………………………………………………15
3. Проектная часть ……………………………………………………………21
3.1. Содержание проекта ……………………………………………………..21
3.2. Описание внедрения проекта…………………………………………….23
3.3. Анализ результатов внедрения проекта ……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………28
Литература …………………………………………………………………..29
Приложения…………………………………………………………………..
Читать дальше
В данной работе была представлена тема кризисы юношеской личности и ситуации их преодоления. Первая глава данной работы посвящена изучению теоретической литературы по данной проблеме.
В психологической науке принято подразделять юношеский возраст на два основных периода: период ранней юности 15-17 лет, когда только проявляются первые новообразования, происходит переход от детства к юности. Второй период 17-21 данный период – поздняя юность, характеризуется основными противоречиями, происходит внутренний кризис личности. Подростки в данный период лег ранимы, впечатлительны, придирчивы. Любое вмешательство в их пространство вызывает гнев и раздражение. Данный период также характеризуется волнениями и переживаниями. Исходя из этого важным является со стороны окружающих выражать поддержку и понимание.
В работе рассмотрели основные пути решения кризисных ситуаций в юношеском периоде. Друзья, родители, ближайшее окружение оказывают значительной влияние на становление несформировавшейся личности.
По результатам теоретического исследования было проведено практическое исследование уровня кризисных ситуаций в юношеском возрасте. Для исследования были выбраны ученики 10 – 11 классов в количестве 15 человек. По результатам исследования был разработан и реализован проект «Мы вместе».
После проведения проекта было проведено повторное диагностирование, результатами которого стали выводы о эффективности проведения проектной деятельности, направленной на преодоление кризисных ситуаций в юношеском возрасте.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи, поставленные на начальном этапе решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / пер. с англ. А. И. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального Института. 1996 г., 246 с.
3. Жукова О. И., Жуков В. Д. Кризис идентичности как нормообразующее становление личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-identichnosti-kak-normoobrazuyuschee-stanovlenie-lichnosti.
4. Колесов С. Г. Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировaние законопослушного поведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-e-eriksona-osnovnyh-stadiy-zhiznennogo-puti-lichnosti-i-formirovnie-zakonoposlushnogo-povedeniya.
5. Кузьмин М. Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2015. Т. 13. С. 25–35.
6. Кунцевич, Н. В. Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения / Н. В. Кунцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82523/ (дата обращения: 19.05.2023).
7. Миронова С. П. Формирование профессиональной идентичности как условие адаптации личности к факторам образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Серия 12. Выпуск 2. 2012. 7–13 с.
8. Пантелеева В. В., Арбузенко О. И. Психология кризисных состояний личности / Учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 195 с. Петросьян С. Н. Кризисное состояние личности как психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С. 85–92.
9. Савельев Д. И. Психологическое содержание кризиса идентичности личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 276–283. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 43 с.
10. Трунёва В. А. Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга // Вопросы науки и образования. 2017. № 10 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-psihologii-vozrastov-freyda-i-yunga. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
11. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. - 288 с.
12. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации.//Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С.19-34
13. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 640 с.
14. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков//СОЦИС. – 1999. - № 5. – С.52-62
15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1989. - 192 с.
16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 656с.
17. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия в России: попытка понимания пройденного пути. //Психологическая газета. - 2000. - № 7-8. - С. 23-24.
18. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск., 1993. - 56 с. 225. Ярская–Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 1997. – 272 с.
19. Ackerman N.W(Ed.). Famili therapy in transition. New York: Little, Brown, 1970.
20. Bell, J.E. A theoretical framework for family group therapy. In P. J. Guerin, Jr. (Ed.), Family therapy: Theory and practice. New York: Gardner Press, 1976.
21. Biller H.B. Father, child and sex role. Lexington, 1971.
22. F.Blanchard-Fields F. et al. Moderating Effects of Age and Context on the Relationship Between Gender, Sex Role Differences, and Coping // Sex Roles. 1991. V. 25. N. 11-12. P. 645-660.
23. Bleuler M. Die schizophrenen Geistesstorungen im Lichte langjariger Kranken- und Familiengeschichten. Thieme, Stuttgart, 1972.
24. Blum H.M., Bouie M.N., Offord D.R. Single – parent families: child psychiatric disorder and school performance //J. Amer. Acad. Child Adoless. Psychiatry. 1988. V. 27. № 2. Р. 214-219.
25. Caplan G. /1963/. Emotional crises. The encyclopedia of mental health. /pp. 521-532/. 233. Depue R. A., Monroe S.M. Conceptualization and Measurement of Human Disorder in Life Stress Research: The Problem of Chronic Disturbance//Psychol. Bull. 1989.V. 99. №1
Читать дальше