Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Роль межпредметных связей в современном учебном процес-се…… 6 1.1. Межпредметность как дидактический принцип………………………… 6 1.2. Стратегии реализации межпредметного подхода……………………… 10 Глава 2. Использование межпредметных связей географии и обществозна-ния в ходе формирования ключевых компетенций учащих-ся…………………… 15 2.1. Организация целеполагания и планирование учебно-познавательной деятельности учащимися при подготовке межпредметных уро-ков………15 2.2. Интеграция географических и обществоведческих знаний как сред-ство формирования умений анализа и оценки социально-экономических явле-ний……….................................................................................................20 Заключение……………………………………………………………………… 25 Список использованных источников и литерату-ры……………………………26

Реализация межпредметных связей географии и обществознания в процессе формирования учебных компетенций

курсовая работа
Языки
25 страниц
64% уникальность
2023 год
19 просмотров
Филиппов Н.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Роль межпредметных связей в современном учебном процес-се…… 6 1.1. Межпредметность как дидактический принцип………………………… 6 1.2. Стратегии реализации межпредметного подхода……………………… 10 Глава 2. Использование межпредметных связей географии и обществозна-ния в ходе формирования ключевых компетенций учащих-ся…………………… 15 2.1. Организация целеполагания и планирование учебно-познавательной деятельности учащимися при подготовке межпредметных уро-ков………15 2.2. Интеграция географических и обществоведческих знаний как сред-ство формирования умений анализа и оценки социально-экономических явле-ний……….................................................................................................20 Заключение……………………………………………………………………… 25 Список использованных источников и литерату-ры……………………………26
Читать дальше
Метапредметные образовательные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС ОО включают межпредметные поня-тия и универсальные учебные действия. Однако результаты обществовед-ческой подготовки учащихся школ России по итоговой аттестации показы-вают, что для многих из них до сих пор трудно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, находить информацию, пред-ставленную в тексте в явном и неявном виде. Многие из учащихся не вла-деют формой преобразования текста, демонстрируя недостаточную сфор-мированность учебных компетенций, что говорит о необходимости меж-предметной интеграции как способа, позволяющего сочетать содержатель-ные аспекты образования и формировать у школьников интегральное ми-ровосприятие и мышление. В таких условиях проблема реализации меж-предметных связей географии и обществознания как наук, имеющих ши-рокий общий понятийный ряд, в процессе формирования учебных компе-тенций представляется чрезвычайно актуальной. Вопрос использования межпредметных связей в обучении находится в центре внимания педагогики со времен деятельности Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.


Выполним написание диссертации на заказ в короткие сроки.


.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, которые считали необходимым отражать в учебном материале и формировать в сознании учеников пред-ставление о целостности природы, о естественной взаимосвязи предметов. Проблема межпредметного взаимодействия на уровне интеграции знаний и умений рассматривалась Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. К.Д. Ушинский также придавал особую значимость межпредметным связям как способу создания системы знаний по мере их накопления, предлагал их системати-зировать по сходству, времени, единству места. В советской школе в 20-30-е годы ХХ в. тенденция интеграции реализовывалась посредством ком-плексных программ государственного учебного стандарта, которые объ-единяли обычные учебные предметы в крупные блоки «Природа», «Труд», «Общество» с целью решения задачи дать учащимся основы общественно-го мировоззрения. Другим способом осуществления межпредметных свя-зей того времени явился метод проектов, предложенный П.П. Блонским, С.Т. Шацким и рядом других педагогов. Метод позволял интегрировать знания школьников вокруг некоторой общей проблемы из различных предметных областей. В 50-60-е гг. прошлого века вопрос межпредметности рассматривал-ся в советской педагогике с позиций активизации познавательной деятель-ности учащихся Б.Г. Ананьевым, Н.С. Антоновым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, М.Н. Скаткиным. Затем в 70-80-е годы усилиями И.Д. Зверева, П.Г. Кулагина, H.A. Лошкаревой, В.Н. Максимовой, Н.П. Новикова, И.И. Петровой, А.А. Пинского, Д.Н. Румянцевой, АВ. Усовой, В. Н. Федоровой была создана теория межпредметных связей, где нашла свое воплощение идея межпредметных связей как отражения межнаучных связей. Теорети-чески обосновывались функции, виды, способы реализации связей; описы-валась специальная методика планирования межпредметных связей и внедрения комплексных форм обучения учащихся. 1990-е гг. отмечены работами Н.И. Ворожейкиной, Н.И. Запорожец, В.А. Караковского, А.Г. Колоскова и Г.Ф. Федорец в аспекте интеграции, интегрированного обуче-ния, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности. В это же время создается интегрированный курс «Обществознание». Из-за фрагментарности знаний учащихся, отсут-ствия у них понимания взаимосвязей и взаимодействий окружающего мира интерес к межпредметности усилился в 2009 г. и не утрачивает своей акту-альности на сегодняшний день. Объектом исследования данной курсовой работы выступает реализа-ция дидактического принципа межпредметности в основном общем обра-зовании. Предметом изучения являются особенности реализации межпредмет-ных связей географии и обществознания в процессе формирования учеб-ных компетенций. Цель данной курсовой работы состоит в выявлении эффективности интегрированного освоения географии и обществознания в процессе фор-мирования ключевых компетенций школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Раскрыть сущность межпредметности как принципа современной дидактики. 2. Осветить основные стратегии реализации межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности учащихся. 3. Проанализировать практическое применение приемов реализации межпредметных связей обществознания и географии в процессе формирования умений школьников организовывать целеполага-ние и планирование учебно-познавательной деятельности. 4. Рассмотреть эффективность интеграции учебного материала двух дисциплин для формирования умений анализа и оценки учащими-ся социально-экономических явлений. В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение теоретической информации по теме, анализ опыта педагогов, накопленный в процессе работы над формирова-нием учебных компетенций учащихся. Данная курсовая работа изложена на 25 листах печатного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источ-ников и литературы из 10 наименований. Во введении поставлены цель и задачи курсовой работы. В первой главе, состоящей из двух параграфов, раскрыта сущность дидактического принципа межпредметности и способы его реализации в педагогической практике. Во второй главе, которая также включает два параграфа, освещены особенности применения принципа межпредметности в интегрированном преподавании географии и обществознания в сочетании с формированием ключевых учебных компетенций учащихся. В заключении подведены итоги и сделаны выводы по курсовой рабо-те в целом.

Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, дает возможность сделать следующие выводы: 1. Межпредметность как дидактический принцип находится в цен-тре внимания педагогов со времен средневековья, поскольку обеспечивает всестороннее освоение окружающей действительности. Однако наиболь-шую остроту рассматриваемый вопрос получил в последнее время, когда результаты экзаменационной деятельности свидетельствуют об отрывоч-ности знаний учащихся, полученных на уроках изолированных друг от друга школьных предметов, отсутствии в их представлении целостной картины мира. 2. Межпредметные связи могут быть содержательно-информационными, операционно-деятельностными и организационно-методическими. Их осуществление проходит путем применения различных стратегий, наиболее используемыми из которых является исследование межпредметных понятий средствами разных наук, а также интегрирован-ные уроки, подразумевающие объединение работы над материалом на ос-нове методологической общности разных предметов. 3. В старших классах многие темы курса «Обществознание» включают социально-экономический блок информации, затрагиваемый в изучении географии. Это дает возможность эффективно реализовать меж-предметные связи в процессе формирования умений учащихся определять цель своей деятельности, выбирать эффективные средства для её достиже-ния, производить анализ информации, извлеченной из больших текстовых объемов, делать обобщения, конкретизировать, оформлять выводы по проделанной работе, осуществлять рефлексию собственной деятельности по освоению знаний социально-экономического характера и вы носить ар-гументированное суждение по поводу высказывания одноклассников или их группы.  
Читать дальше
1. Алиева М.Е. Межпредметные связи как один из принципов со-временных образовательных процессов // Вестник науки и образования. – 2020. – № 11 (89). - Ч. 2. – С. 65-69. 2. Иванова О.А. Формирование межпредметных понятий как ме-тапредметных образовательных результатов при обучении математике // Известия РГПУ. – 2013. – № 158. – С. 143-148. 3. Крючкова Е.А., Амборцумова Э.М., Лобанов И.А. Французова О.Е. Приемы работы с текстами в социально-гуманитарных дисциплинах (Обществознание, история, география) // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 133-140. 4. Крючкова Е.А. Метапредметность: формирование понятийных рядов в предметах социально-гуманитарного цикла (история, общество-знание, география) в основной школе // Наука и школа. – 2016. – № 5. – С. 24 – 34. 5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 6. Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпред-метность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реа-лизации в настоящем // Научный диалог. – 2018. – № 3. – С. 319-336. 7. Хасанов А.А. Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 738-741. 8. Ковалев С.А. Интегрированный урок географии и общество-знания по теме «Экономический рост и развитие» [Электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/integrirovannyi-urok-geografii-i-obshchestvoznanii.html (дата обращения: 07.05.2023). 9. Попова А.В. Воспитание учащихся в процессе интегрированно-го изучения географии, истории и обществознания [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/09/12/vospitanie-uchashchihsya-v-protsesse-integrirovannogo (дата обращения: 07.05.2023). 10. Чеснокова М.А., Чельманов М.Ф. Уроки интеграции общество-знания и географии как способ реализации здоровьесбережения старше-классников [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/11/01/uroki-integratsii-obshchestvoznaniya-i-geografii-kak-sposob-0 (дата обращения: 07.05.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Идея «Москва – Третий Рим» и ее влияние на русскую государственность
Количество страниц:
32
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
курсовая работа
Моделирование экономических систем в проектно-изыскательских организациях
Количество страниц:
40
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономико-математическое моделирование
курсовая работа
Диофизитство как предмет православного догматического богословия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Религиоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image