Заготовительная логистика — это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, производственное или торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение запасов.
Логистическая стратегия Компании состоит в обеспечении высокого качества логистического сервиса в снабжении при оптимизации цен на закупаемые материальные ресурсы и готовую продукцию под влиянием рыночной конъюнктуры.
ООО «Капитан» начало работать на рынке смазочных материалов с 2010 года. На 2022 год являемся дистрибьютором брендов Teboil, Prista, Eagle, Rolf, Sintec, Takayama в России, имеет филиалы с офисами и складами в городах Ангарск, Братск, Чита, Улан-Удэ, Таксимо, Бодайбо, а также в п. Магистральный Иркутской области. Более 400 компаний региона различных отраслей являются партнерами компании «Капитан»: добывающей, нефтегазовой, лесной, строительной, перерабатывающей, сельскохозяйственной.
У ООО «Капитан» широкий ассортимент высококачественных смазочных материалов, который подходит для любой техники, оборудования, легкового и грузового автотранспорта.
Анализ динамики основных технико-экономических показателей показал, что организация за последний год увеличила выручку от реализации товаров на 56 % а сумму прибыли на 260 тыс. руб. или на 97%, это обозначает повышение эффективности работы организации. Количество работающих, избегая финансовый кризис, уменьшилось незначительно, всего на 5 человек, так же и фонд оплаты труда работников немного сократился, но при этом эффективность использования персонала сильно увеличилась, об этом свидетельствует возросшая на 758,2 тыс. руб. выработка на одного работника, но количество прибыли на одного работника увеличилось только на 4,8 тыс. руб., это обозначает перераспределение расходов в пользу снижения заработной платы и увеличения прочих статей, такая тенденция является отрицательной в перспективном периоде изменений. Был сделан вывод о достаточно низком уровне рентабельности для торгового предприятия и за 2022 год, при увеличении рентабельности на 0,31% все равно оставляет желать лучшего.
Организационная структура ООО «Капитан» сделана по линейно-функциональный принципу.
Из первичного анализа был сделан вывод, что основным упущениями ООО «Капитан» является отсутствие ясно выраженной стратегии, неопределенность в ее реализации и слабая организация маркетинга товара.
Основными конкурентам ООО «Капитан» на рынке реализации смазочных материалов являются:
ООО «Ростехсервис»;
ООО «ЛидерТехник».
ООО «Капитан» уступает в сравнении с конкурентами по ассортименту услуг.
Проведенный анализ конкурентоспособности позволило сделать вывод о том, что ООО «Капитан» не уступает своим основным конкурентам по большинству критериев.
Увеличив выручку на 56,0%, себестоимость выросла на 55,2%, что говорит об эффективном управлении затратами и увеличило прибыль на 65,6%, это существенно для предприятия.
Чистая прибыль ООО «Капитан» увеличилась в три раза.
Был сделан вывод о неустойчивом финансовом положении предприятия и о низкой эффективности использования всех имеющихся средств, что требует внимания руководства и может быть причиной банкротству предприятия.
Запасы составляют 21% от величины статьи раздела «Оборотные активы», а так же 10 % от валюты баланса. Был проведен анализ по данным финансовой отчетности за 2022 г. В анализе применялись методы горизонтального и вертикального анализа.
Анализ показал: динамика статьи «Запасы» снижается, объем запасов снизился на 4 871 млн. руб. или на 28,7%. Вертикальный анализ показал в 2021 г. долю сырья и материалов в размере 66,4% от общего количества запасов, а в 2022 г. снизилась и стала равна 53,3%. Статья «Незавершенное производство» выросла в 2 раза, это является отрицательным фактором. Произошедшее значительное снижение по статьям «Товары», «Товары отгруженные» и «Готовая продукция» так же отрицательный фактор.
АВС-анализ произведенный по методике выявил, что наиболее важными для торговой организации является группа товаров: Жидкие смазочные масла, т.к эта группа занимает большую часть в объеме реализации.
Анализ методом АВС позволил установить, что в организации из общего объема реализации рассматриваемых групп товаров, наиболее важным является группа категории А: Жидкие смазочные масла. Такой виды запасов требует непрерывного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий при его недостачи.
Выполненный анализ товарных запасов ООО «Капитан» выявил:
- малый объем обновления ассортимента запасов;
- главными при формировании ассортимента запасов для предприятия являются жидкие смазочные масла.
Основной проблемой ООО «Капитан» является то, что увеличение себестоимости продукции (состоящей из цены закупки у поставщика, стоимости перевозки, таможенных пошлин, цены хранения и других затрат), происходит на каждом этапе движения товара. На это влияет отсутствие автоматизации процессов.
Разработанными мероприятиями по оптимизации управления запасами ООО «Капитан» являются:
- снижение излишних производственных запасов
- организация автоматизации складского процесса.
Внедрение мероприятий позволило получить следующие результаты:
1. Рост выручки за счет сбыта излишних товарных запасов- 364 тыс. руб.
2. Сокращение расходов по обслуживанию излишних запасов за счет их уменьшения- 128 тыс. руб.
3. Рост выручки за счет автоматизации склада -3852 тыс. руб.
4. Вырастут расходы на обслуживание автоматизированного склада- 2462 тыс.руб.
5. Всего экономия 128 тыс. руб.
Дополнительная выручка 5844 тыс. руб.
Рост затрат:
-амортизация основных средств 410 тыс. руб.
Разработанные мероприятия увеличивают рентабельность организации в 7,6 раза и обеспечивают рост прибыли на 4038 тыс. руб.
Таким образом, все разработанные мероприятия являются осуществимыми, они не меняют структуру деятельности ООО «Капитан» и не потребуют больших капитальных вложений. От мероприятий будет достигнут значимый эффект для повышения эффективности использования запасов.
Гипотеза доказана.