Введение 3
Глава 1. Традиционная праздничная культура Японии 5
1.1 Роль религии Японии в формировании традиционной праздничной культуре 5
1.2 Историко-культурная реконструкция традиционной праздничной культуры Японии 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Праздники в культуре повседневности современной Японии 16
2.1 Форма организации досуга в современной Японии 16
2.2 Историко-культурная реконструкция праздничной культуры современной Японии 20
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Читать дальше
Основные выводы данной работы можно сформулировать следующим образом:
Синто оказало решающее влияние на формирование ядра этнической мысли. Этнические константы сохранялись в нем на протяжении веков как импликация многих явлений из сферы искусства и повседневной жизни, прежде всего в элементах, передаваемых из поколения в поколение, в форме мифов и ритуалов, в форме чувств-эмоций, формулирующих и модифицирующих основы формирования культуры.
Степень укорененности синто в японской культурной традиции наиболее ярко раскрывается при анализе художественно-эстетической деятельности. Именно в этой сфере происходила основная концептуализация архаических идей и выработка новых мировоззренческих представлений.
Взаимосвязь синто и традиционной культуры можно проследить на нескольких уровнях
а) В процессе роста художественных форм из религиозно-ритуальных и синкретических практик;
б) Синто как источник своеобразия в создании и восприятии художественных образов, в "многомерности единого", в синтезе, в "трансформации" из одной художественной, пространственной и временной плоскости в другую; и
в) Синто как один из источников формирования специфической имплицитной религиозно-магической эстетики, раскрываемой на примерах образных эстетических "категорий".
Синто, наряду с буддизмом, конфуцианством и даосизмом, составляло ядро единого мировоззрения японской культуры, культурный механизм, который не только интерпретировал, но и адаптировал, и являлся национальной основой японской традиции. Синтоистский традиционализм, а вместе с ним и японский культурный традиционализм, на протяжении всей своей истории был динамичным, стремясь развить максимальную способность к адаптации новых идей на относительно неизменной основе. При этом взаимодействие между традицией и инновациями происходило не по пути отторжения старых, отживших элементов, а по пути постоянного возрождения и наполнения классических идей новым смыслом.
Все японские праздничные традиции берут свое начало в ритуалах и фестивалях и уходят корнями в далекое прошлое. Досуговые мероприятия со временем только менялись. Они корректировались с развитием науки и техники. Многие японские традиции живы и сегодня и применяются в повседневной жизни. Они также лежат в основе существования различных клубов, фестивалей, выставок и соревнований, как внутри Японии, так и за ее пределами. Однако верно и то, что многие традиции утратили свою актуальность и являются лишь напоминанием о богатстве красок японской культуры.
Как традиционные, так и современные виды досуга активно поддерживаются государством и общественными властями, причем в равной степени присутствуют как созерцательные, так и физические виды досуга. Они являются как исторически сложившимися, так и заимствованными. Атмосфера знакомства с японской культурой и уважения к культурному наследию и исторической памяти позволяет по-новому взглянуть на нашу историю, на материальные и духовные памятники, которые незаслуженно обделены вниманием.
Читать дальше
1. Геворкян К. Пришло время развлечений.// Япония сегодня. - 2019. - №12.
2. Григорьева Т., Логунова В. Японская литература. Краткий очерк. М. Наука 2014.
3. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный: в 2 т. Т.1. Путь японской культуры. - М. : Альфа-М, 2015. - 359 с.
4. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Живопись, чайная церемония, икебана, садо-парковое искусство. - М., 2019. - 400 с.
5. Гришелева Л.П. Формирование японской национальной культуры XVI - первой половины ХIХ вв. - М., 2016. - 484 с.
6. Джарылгасимова Р. Чайная церемония//Япония сегодня. - 2018 г. - №6.
7. Исинабе Х. Этот странный, странный парк.//Япония сегодня. - 2018 г. - №8.
8. Комиссаров С. А. Центр востоковедческого образования Сибири (к 10-летнему юбилею кафедры востоковедения гуманитарного факультета НГУ) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2019. Т. 8, вып. 4: Востоковедение. С. 3−17.
9. Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. - М., 2014. - 560 с.
10. Крогиус В. Сохранения культурного наследия в Японии : сравнение с российскими проблемами // Обсерватория культуры. - 2015. - № 6. - С. 72-75.
11. Кужель Ю.Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия - М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 2013. - 222 с.
12. Кузнецов Ю.Д. Новицкая Г.Б., Сирицын И.М. История Японии. М.: Высшая школа, 2016 - 636 с.
13. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии.- М., 2018. - 484 с.
14. Лосева Е. С. К вопросу о взаимовлиянии игровых традиций в духовной культуре Китая, Кореи и Японии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. - Т. 7, вып. 4: Востоковедение. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2018. − С. 64−70.
15. Макарова О.И Открытие загадочной страны // Восточная коллекция. 2020. №1. С.106-115.
16. Макарова О.И. Создание концепции «японского искусства»: Эрнест Феноллоза и Окакура Тэнсин //Вопросы философии. 2019. №2. С. 144 - 152.
17. Мещеряков А.Н. Внешний фактор в истории культуры Японии // Азия - диалог цивилизаций. - СПб: Гиперион, 2016. - С. 17-56.
18. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2016 - 642 с.
19. Морозова Е.Б. Японский театр Но. Ритуал как первооснова сценического языка : автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.иск. : Спец. 17.00.01 - М., 2014. - 29 с.
20. Мошняга П. А. Внешняя культурная политика Японии // Власть. - 2019. - № 6. - С. 159-161.
Читать дальше