Содержание Введение 3 Глава 1. Образ императора Оттона Великого в историографии 16 1.1. Образ Оттона Великого в трудах Лиутпранда Кремонского 16 1.2. Образ императора в «Поэме о деяниях Оттона Великого» Хросвиты 21 Гандерсхаймской 21 Глава 2. Образ императора в иконографии 26 2.1. Центры книжной миниатюры Оттоновского возрождения 26 2.2 Образ императора в иконографии Х-XI вв. 34 Заключение 41 Список источников и литературы 45 Приложения 50

Образ императора в историографии и иконографии Оттоновского возрождения

дипломная работа
История
50 страниц
81% уникальность
2023 год
12 просмотров
Делидов А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Глава 1. Образ императора Оттона Великого в историографии 16 1.1. Образ Оттона Великого в трудах Лиутпранда Кремонского 16 1.2. Образ императора в «Поэме о деяниях Оттона Великого» Хросвиты 21 Гандерсхаймской 21 Глава 2. Образ императора в иконографии 26 2.1. Центры книжной миниатюры Оттоновского возрождения 26 2.2 Образ императора в иконографии Х-XI вв. 34 Заключение 41 Список источников и литературы 45 Приложения 50
Читать дальше
Средневековое искусство довольно многогранно. Оно представлено в огромном количестве видов и форм. Однако, основной его чертой является то, что прежде всего в произведения искусства авторы закладывают мощный идеологическую основу. Прежде всего, это происходит из-за значительного веса религии в обществе. Именно церковь являлась главным поставщиком практически всех произведений, как письменных, так и художественных. Главной целью их создания было прежде всего распространение богословия среди людей. Оно также способствовало формированию практически всей феодальной культур того времени. Таким образом, искусство прежде всего было направленно на служение церкви, однако, среди различных источником можно встретить и те, в которых отражены не религиозные темы.


Почему проще заказать написание реферата по логистике, чем делать это самому? Реферат не самая важная студенческая работа, как правило его нужно сдать "для галочки". Так зачем тратить время на его написание, если можно обратиться к профессионалам из Work5? Мы выполним реферат на любую тему по самым низким ценам.


Прежде всего они повествуют о деяниях правителей, формируя образ поистине великих людей, практически равных самому богу. Однако, в произведениях средневекового искусства отражались и довольно обыденные стороны жизни обычных людей. Прежде всего, на формирование культуры, помимо религии, наложили отпечаток традиции языческой культуры, народные обычаи и устное творчество, которое было частью жизни людей до появления религии. Таким образом, можно сказать, что средневековое искусство в основе своей больше склоняется к церкви и религии, но имеет вкрапления более ранних культов, которые ассимилировались и стали частью этой самой основы. Оттоновская придворная культура являлась уникальной средой, где соприкасались и взаимодействовали разные традиции, на основе которых постепенно начала складываться новая, не в последнюю очередь, благодаря взаимодействию и диалогу интеллектуалов-историографов. Все эти авторы жили в абсолютно разных регионах, зачастую располагавшихся на довольно большом расстоянии друг от друга, многие из них часто путешествовали и посещали соседние города, знакомились с другими народами. В этом контексте историографию Оттоновского возрождения можно условно разделить на три направления, которые будут рассмотрены ниже. Первая из них - легитимация, утверждение на престоле «молодой» династии Людольфингов, не имевшей давних традиций символической репрезентации власти, а также стремительное восхождение Оттона I к новому, императорскому статусу. Здесь проявилось, прежде всего, стремление авторов сделать свою традицию репрезентации власти Саксонской династии более древней. Это проявлялось в том, что некоторые из авторов, в зависимости от своих задач, могли описывать и «дополнительные» инаугурации, связанные с теми или иными уникальными историческими эпизодами, - чтобы подчеркнуть, например, безусловное превосходство Оттона I над высшей знатью его королевства или значимость военных побед над венграми, одержанных государем совместно с «народом саксов». Вторая тема – проблема активной политики Оттона I за пределами своих германских владений, его взаимодействие с властителями иных государств, а также с высшей итальянской знатью во время Итальянских походов, влияние этой политики на события на родине государя. Наконец, третья тема – борьба Оттона I с политическими оппонентами и установление внутреннего мира в его владениях как одно из важнейших достижений этого государя. Разрешение этих конфликтов в большинстве случаев описывались именно в форме выразительного символического акта – ритуала «выдачи» государю провинившегося светского вассала, низложения неугодного императору понтифика, или же «символического унижения», покаяния самого государя – как средства разрешения конфликта. В отличии от античного искусства образная система и язык средневекового искусства представляют собой более сложную систему. Они более выразительны и направленны прежде всего на глубокое отражение драматичности внутреннего мира человека. Тема стремления познать всю суть этой вселенной и места человека в ней прослеживается в различных направлениях средневекового искусства: в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Историографами Оттоновского времени описывался образ императора различных периодов, начиная с эпохи Меровингов до событий последних десятилетий. Но зачастую авторы научных работ больше сосредоточены на изучении политических реалий, игнорируя возможности проведения более глубокого исследования и выявления тех образов и смыслов, которые создатель источника закладывал в свое творение. Так как основными целями исследователей становится изучение на основе исторических источников конкретных событий и фактов, становиться актуальным рассмотрение средневековых источников с точки зрения именно воссоздания образа конкретных исторических личностей, попытки вычленить из нарративных и иконографических источников те сведения о реальных людях, которые в них запечатлены. Важно отметить, что актуальна данная работа не только для научных исследований. Она важна и для общественно-политических целей так как заложенные в период Оттоновского ренессанса качества лидера, правителя, главы государства актуальны до сих пор и анализ истории их формирования и распространения во много способствует пониманию тех процессов, что происходят в обществе. Работа также актуальна и в сфере образования. Полученные в ходе ее проведения данные помогут скорректировать и улучшить программы по направлениям истории и искусствоведения, а также во многом способствуют демонстрации результатов междисциплинарных исследований, их эффективность при работе с источниками средневекового времени. История научного исследования Оттоновского ренессанса на данный момент имеет довольно длинною историю. Условно ее можно поделить на четыре основных этапа . Данное деление прежде всего опирается на временные рамки и новые повороты в историографии. Первый этап начинается в XIX в. и прежде всего ставит перед исследователями проблему перевода и ввода текстов в научный оборот. Такие работы строятся на принципах источниковедческого изыскания, при которых внутренняя критика намного уступала внешней и практически не проводилась, а данные об авторе и его политические и религиозные взгляды практически не учитывались. Таким образом, на начальном этапе изучения источников средневекового времени главными и особо важными были задачи перевода текста. Данные труды до сих пор играют важную роль в немецкой медиевистике с самых истоков ее существования. Однако, во второй трети XIX в. исследователи начинают также при составлении перевода дополнять его различными комментариями и предисловиями, в которых впервые анализировалась структура текста, выявлялись основные темы, исходя из фактов биографии сочинителя изучались мотивы создания. Говоря про наиболее известных исследователей данного периода в первую очередь следует упомянуть таких авторов, как Г. Пертц (1795–1876) и Г. Вайтц (1813–1886), под чьей редакцией в 1839–1841 гг. впервые вышли в свет сочинения Лиутпранда, Видукинда, Руотгера и еще большое количество других работ. Одним из ярчайших исследователей Оттоновской литературной традиции можно назвать так же еще работы Р. Кепке (1813–1870), который не только стал первым издателем жития Матильды, но и стал автором ряда историографических работ, посвященных трудам таких средневековых авторов, как Лиутпранд и Хросвита. Его источниковедческий анализ отличается довольно скрупулезным изучением излучающихся в нем данных. Он не просто описывает ту информацию, которая содержится в источнике, он пытается определить откуда автор взял данные сведения, какие мотивы проводил наиболее настойчиво и какие цели преследовал, - хотя научный подход в них нередко сочетается и с элементами публицистики и беллетристики, поэтизацией и идеализацией Оттоновской эпохи как истоков немецкой истории. В середине XIX в. интерес к истории Оттоновской эпохе появляется и в отечественной историографии. Одним из самых выдающихся исследователей по данному вопросу был М.М. Стасюлевич (1826-1911). Он самостоятельно переводил произведения средневековых авторов и давал комментарии к их содержанию. Данные исследования в дальнейшем стали основой его университетского спецкурса «Донесение о константинопольском посольстве» Лиутпранда, в 1863–1864 гг. издал переводы отдельных фрагментов сочинений Видукинда, Лиутпранда, Хросвиты, Руотгера, дополненные кратким «историческим очерком эпохи». Говоря об основных итогах данного периода следует отметить, что работы по Оттоновскому историописанию, выпускавшиеся на протяжении XIX в. в основном представляли собой либо комментарий издателя к опубликованным или готовящимся к публикации текстам, либо работы других исследователей по поводу недавних публикаций, также близкие по характеру к текстологическим комментариям. Однако, на данном этапе отмечается стремление исследователей анализировать как сами тексты, так и биографии их авторов, их индивидуальные черты, но все же большая концентрация внимания была на уточнении отдельных хронологических и фактических деталей, касающихся конкретных событий и исторических фактов, лишь отчасти затрагивая сведения об авторе. Заслуга историков этого периода – прежде всего, в том, что они ввели рассматриваемые нами источники в научный оборот, а также впервые выделили некоторые характерные для них индивидуальные черты. На рубеже XIX–XX вв., в связи с накоплением довольно большого количества источникового материала, исследователи начинают формулировать новые проблемы и задачи, которые прежде всего становятся источниками информации по конкретным областям гуманитарной науки. Например, их все чаще начинают привлекать для исследований политической истории, в результате чего историки начали осознавать необходимость рассмотрения при работе с источником те характерные авторские черты, которые отражает текст и благодаря которым возможно представить ту среду, в которой создавался данный текст. Уже к середине столетия влияние личных политических воззрений историографа на его свидетельства стало рассматриваться как особый предмет исследования. Одним из первых, кто начал рассматривать источники Оттоновского времени для определения политических идей автора, его личных воззрений и обстоятельств, которые влияли на его формирование, был М. Линцель (1901-1955), который в своих работах впервые прямо сформулировавшего в качестве важнейших задачи исследования авторской субъективности Оттоновских историографов, поиска скрытых мотивов, руководивших ими, выявление их политических пристрастий и антипатий, - и того, как все это отражалось на исторических свидетельствах, нередко являвшихся именно продуктом воображения того или иного историографа. На тот момент это был революционный подход, потому что до этого рассматривались исключительно описываемые в источнике события, без учета внешних факторов среды. Довольно важной для развития изучения Оттоновской историографии является появление в 1950 г. монографии, посвященной рассмотрению работ такого автора, как Видукинда Корвейского. Ее автором является Г. Бойман (1912–1995). Это исследование представляет прежде всего довольно тщательный подход к рассмотрению жанровых особенностей сочинения Видукинда, мотивов, которые выбирает автор для своих произведений, конкретных понятий и идей, которые четко отражали те политические взгляды и тенденции, которых придерживался автор. В конце работы Бойман воссоздает ту политическую позицию, которая была свойственна Видукинду, одного из представителей верхушки саксонской знати. Важные обобщающие работы по истории Оттоновского периода издавались с середины ХХ в. не только немецкоязычными исследователями. До сих пор не утратила своего значения масштабная монография французского медиевиста Р. Фольца (1910–1996) о «легенде Карла Великого», и его статьи, посвященные каролингскому влиянию на Оттоновскую репрезентацию власти. Его соотечественник П. Корбе исследовал другой аспект формирования Оттоновской «династической легенды»: образы святых представителей этого рода. В это же время были опубликованы ключевые работы основоположников изучения политической истории средневековой Римской империи в отечественной медиевистике – А.И. Неусыхин (через исследования аграрных сюжетов выходившего на более круг социально-политических проблем) и Н.Ф. Колесницкий (впервые в советской медиевистике обратившийся непосредственно к политическим сюжетам, также в тесной связи с социально-экономическими проблемами). В то же время начинают появляться и новые переводы источников на русский, сопровождавшиеся анализом контекста их создания. Главным итогом данного периода является признание влияния автора источника на его содержание и осознание необходимости изучение его, как части данного источника. Тексты использовались уже не только для подтверждения и описания того или иного исторического события. Ученые начинают разбирать и анализировать непосредственно авторский взгляд на то или иное событие, его позицию и отношение к окружающей его действительности. В третьей четверти ХХ в. появляются работы, посвященные изучению биографии и творчества того или иного Оттоновского историографа, с глубоким анализом факторов, влиявших на авторские интерпретации событий (происхождение, окружение, аудитория, культурный багаж), а также способов выражения авторских идей. Начиная с 80-90-х гг. изучение текста источника становиться более актуально с точки зрения автора, который его создал. Исследователи начинают активно обращаться к тому, что раньше считалось недопустимым при работе с историческими источниками, а именно к субъективности, пристрастности, неоднозначности и неординарности. Если раньше это рассматривалось как то, что мешает адекватно воспринимать ту информацию, которая содержится в источнике, то теперь было признанно неизбежное влияние личности автора текста на то, что он в нем изображает. Это побудило искать новые, более детальные подходы и методологии для работы с источниками, особое внимание начинают обращать на смежные дисциплины, а именно антропологию, лингвистику, географию и так далее. Особое место в исследованиях уделялось литературным и филологическим особенностям изучаемых текстов. Анализируются их языковая и жанровая специфика, которые считались многими учеными тем самым ключом, который поможет приоткрыть дверь, отделяющую нас от историографа того времени, и способствует пониманию его воззрений. В качестве примера можно привести работы, посвященные творчеству такого автора, как Лиутпранда. Австрийские византинисты Й. Кодер и Т. Вебер и их соотечественник филолог-медиевист В. Бершин, немецкий византинист П. Шрайнер пришли к выводу о том, что использование в произведениях Лиутпранда слов из греческого языка является отражением сложных взаимодействий греческой и латинской культуры. помимо этого исследователи много уделяли рассмотрению и других творческих особенностей данного автора, например его склонность к сатирическому изложению информации, поэтические вставки, их функции и влияние на драматургическую составляющую текста. Вторыми по популярности среди исследователей являются сочинения Хросвиты. Как и в случае с предыдущим автором упор делается на жанровые и стилистические особенности изложения материала. Особый интерес для исследователей представляют работы Хросвиты еще и потому что она была одним из ярчайших примеров именно женского взгляда на различные стороны жизни средневекового общества. Многие историографы также говорят о том, что изучение и осмысление наиболее популярных и известных текстов и их авторов во многом способно воссоздать те политические концепции, которые были для них характерны. Наконец, в последние десятилетия памятники историописания Оттоновской эпохи стали изучаться в качестве взаимосвязанного комплекса, что позволило не только глубже понять особенности индивидуального авторских подходов, но и исследовать диалог, взаимовлияние и взаимодействие сочинителей. Довольно часто сейчас можно встретить работы, посвященные осмыслению нарративных и иконографических источников Оттоновского времени как своеобразного «оружия», направленного прежде всего на производство конфликтных ситуаций. По-новому анализируя мотивы, побудившие того или иного автора на создание конкретного источника, исследователи начали формировать абсолютно другой взгляд на происходившие в ту эпоху события. Новые подходы и методики начали задействоваться при анализе аудитории, на которую были нацелены тексты. Особое внимание уделяется ее религиозной и гендерной специфике. В наше время исследование источников Оттоновской эпохи становиться все более узконаправленным. Появилась возможность изучения более мелких деталей и введение их в качестве дополнений к основным исследованиям, а порой и составление отдельных работ, посвященных той или иной тематике. Это способствует формированию целостного представления об Оттоновской эпохе на основе синтеза разных по содержанию и форме исторических источников, которые дополняя друг друга, позволяют исследователю по-новому взглянуть на то, что он исследует. Подводя итоги краткого историографического обзора, можно сказать, что на современном этапе изучения источников Оттоновсокго возрождения все чаще исследователи склоняются к проведению междисциплинарных исследований. Это также становиться причиной появления более специфичных работ, рассматривающих различные виды источников, для составления более подробной картины изучаемой эпохи. Данный подход во многом способствует еще и увеличению информативной базы по истории Средних веков, а также позволяет по-новому интерпретировать уже изученные ранее события или проанализировать абсолютно новую информацию. Таким образом, целью данной магистерской работы является выявление образа императора в трудах представителей Оттоновского возрождения. Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи: 1. Выявить представления об императоре в трудах Лиутпранд Кремонского; 2. Выявить образ императора в поэме Хросвиты Гандерсхаймской; 3. Реконструировать образ императора в иконографии Оттоновского возрождения; 4. Определить особенности представлений об императорской власти в период Оттоновского возрождения. Объектом исследования является – раннесредневековое искусство. Предмет исследования – представления об императоре в культуре Оттоновского возрождения. Хронологические рамки данной работы – Х-XI вв. Данные рамки выбраны исходя из времени создания анализируемых в ходе исследования нарративных и иконографических источников. Территориальные рамки – центральная Европа, так как большая часть источников была произведена именно в этой области. В качестве литературы были использованы как работы отечественных, так и работы зарубежных авторов, как в оригинале, так и в переведенном издании. Изучению нарративных и иконографических памятников Оттоновского времени посвящено довольно большое количество исследований, однако совсем небольшая часть из них направленна на синтез данных выделенных видов источников. В основном, в работах рассматривается конкретно либо нарративные, либо иконографические источники. Довольно изображения становятся дополнением и иллюстрацией к конкретному тексту. Основными источниками являются прежде всего такие произведения, как «Книга об Оттоне: отчет о посольстве в Константинополь» Лиутпранда Кремонского и «Поэма о деяниях Оттона Великого» Хросвиты Гандерсхаймской. Помимо нарративных источников в работе анализируются иконографические работы: изображение Оттона II на троне (Рукопись Св. Григория, около 985 г.), Рим, Галлия, Германия и Склавиния отдают дань уважения Оттону III (Мюнхенское Евангелие Оттона III, одно из Евангелий Лютара, около 1000 г.), изображение Отона III из Евангелие Лютера, аббата Райхенау-Трир (Апофеоз Оттона III, около 990 г.). Работа создана на основе принципа историзма, с помощью которого события и явления рассматриваются в их хронологической динамике. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция. Также, при работе была использована методика интеллектуальной истории, то есть восприятие подхода к прошлому как к истории его понимания и постижения. По-другому данная дисциплина называется метакритика – ее задачей является изучение того, как авторское намерение соотносится с авторским текстом (историческим нарративом), исследование самого акта интеллектуального творения. Равным образом, в параллель предыдущей методике, встает концепция «крупного плана», которая позволяет фактически поместить человека в нужную среду и наблюдать за действительностью окружающую его и культуру с его точки зрения. Позволяет вжиться в этот образ и следовать его действиям, сопереживать и невольно затрагивать те сферы, которые до определенного момента были не так важны. Новизной данной работы является прежде всего рассмотрение в качестве источников для реконструкции образа императора сразу двух видов источников: нарративных и иконографических, их анализ и сопоставление данных для формирования более полного и конкретного образа. Теоретической значимостью работы является прежде всего то, что полученные в ходе ее выполнения результаты в дальнейшем помогут в разработке более детальных и комплексных исследований проблемы власти в раннесредневековой Европе. Также, на основе методов, применяемых в данном исследовании, возможно проведение подобных работ для других регионов и персоналий, что также способствует развитию междисциплинарных подходов в истории. Немаловажный вклад делается в развитие анализа нарративных источников, а именно привлечение ряда письменных данных для интерпретации и уточнения отдельных изобразительных элементов и более полного раскрытия отображаемых ими тематик. Практическая значимость данной работы заключается прежде всего в возможности использования ее результатов в процессе преподавания как в рамках школьной, так и в рамках университетской программы. Прежде всего полученные данные могут служить основой лекционных курсов, семинарских и практических занятий по направлениям история и искусствоведение. Также, немаловажно отметить, что анализ источников и иконографических изображений, проделанный в данной работе в дальнейшем, может стать основой для других работ на данную тему или смежную ей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются историографические источники, проводится их анализ и на основе материалов каждого из них составляется образ императора. Вторая глава посвящена иконографии и сосредоточенна на анализе образа императора именно на основе данного источника. В заключении суммируются все полученные в ходе работы с источниками данные и делается вывод о том образе императора, который был характерен для Оттоновского времени.

Читать дальше
Образ императора довольно часто становился темой произведений искусства Оттоновского ренессанса. Он начинает активно формулироваться историографами начиная с эпохи Меровингов до событий последних десятилетий Оттоновского времени. Однако, нельзя не учитывать, что данные источники создавались в конкретных исторических реалиях, которые прежде всего требовали показать могущество правящей династии. Поэтому все то, что говорилось и упоминалось о ней в других странах и регионах переосмыслялось и переформулировалось в пользу Оттоновской династии. В процессе написания работы удалось достичь поставленную вначале цель, а именно выявить образ императора в трудах представителей Оттоновского возрождения. Были также выполнены все поставленные задачи: изучены и проанализированы нарративные источники, авторами которых являются Лиутпранд Кремонский и Хросвита Гандерсхаймская, проанализированы миниатюры, изображающие императоров Оттоновского возрождения. Разберем результаты каждой задачи отдельно. В ходе исследования удалось воссоздать образ императора, опираясь прежде всего на два вида источников: нарративные и иконографические. Первые прежде всего показывают, что в литературной традиции раннего средневековья формируется довольно положительный образ императора. Он никогда не причинит вред другим без причины, но и милость его тоже надо заслужить честностью, а главное повиновением. Важно также отметить, что представленный выше образ императора во многом усиливался за счет того, что в тексте формировался противоположный образ антагониста, который в абсолютно и кардинально отличался от образа императора. Его наделяли самыми непривлекательными чертами, например злостью, коварством, манией величия и жестокостью по отношению к окружающим. Поэтому император начинает ассоциироваться еще о с освобождением от антагониста, обретением свободы и счастья. Однако, немаловажно отметить, что, император, освобождая людей от власти тирана никогда не карает его слишком жестоко. Наоборот, он проявляет верх милосердия и сохраняет антагонисту жизнь, но требует в отношении него проведения честного и справедливого суда, который и определит наказание за все злодеяния, которые были им совершены. Это добавляет в образ императора такие качества, как милосердие и стремление привнести порядок в мир. Отсюда вытекает решение сразу двух задач: выявить представления об императоре в трудах Лиутпранд Кремонского и поэме Хросвиты Гандерсхаймской. В первом случае основной особенностью передачи образа императора прежде всего является фон и второстепенные персонажи, которые подчеркивают и усиливают могущество и величество образа императора. Во втором случае больше показаны особенности самого центрального персонажа, его доброта, мудрость, справедливость. Далее следует рассмотреть те выводы, к которым автор данной работы пришел при выполнении третьей задачи, а именно реконструкции образа императора в иконографии Оттоновского возрождения. Иконография создает более могущественный, суровый образ. Император изображается большим и сильным, способным покорить себе все страны. Также подчеркивается его величие на фоне всего, что находиться рядом с ним, его фигура затмевает все, становясь центром всей композиции. Также немаловажно отметить изображение в миниатюрах связи между императором и Богом, которая проявляется в благосклонности второго к первому, что во многом способствует еще большему возвышению власти и самого человека. Суммируя два этих разных, но все же похожих образа, можно сделать вывод по последней, четвертой задаче данного исследования, а именно выделить особенности представлений об императорской власти в период Оттоновского возрождения. Прежде всего авторы всех произведений пытались придать образу императора как можно больше силы и могущества. Это отражает трепет и страх перед ним, понимание того, что власть в руках этого человека довольно сильное оружие и он мудро им распоряжается. Также важной составляющей образа императора является его альтруизм и стремление привнести в мир порядок и спокойствие. Он никогда, в отличии от своих врагов, не преследует цели как-то укрепить свое положение за счет угнетения простых людей, наоборот, он помогает им защищаться от угнетателей, прося взамен лишь покорность по отношению к себе самому, которую люди и так ему оказывают, так как император является для них гарантом справедливости, честности и благородия. Важно место в образе занимает тесная связь с религией, которая была основным доказательством и свидетельством законной власти, а также возвышала императора над остальными людьми, делало его более важной частью этого мира нежели они. Образ императора был очень важен в эпоху Средних веков. Он строился прежде всего исходя из личности и поступков самого человека, наделенного властью, сопоставления их с тем, что хотело видеть общество и чего оно ждало от «посланца Божьего». Несоответствие определенному образу могло настроить против императора его людей, что в лучшем случае привело бы к лишению прав на власть, а в худшем- смерти. Поэтому императору было важно не просто соответствовать тому идеальному образу, который от него требовала общественность, но и всячески фиксировать свое могущество в различных источниках. В современных исследованиях все больше и больше появляется тенденция проводить узконаправленные исследования источников Оттоновского времени. Однако, это не является проблемой, а наоборот повышает информативность тех материалов, с которыми работает ученый. Становиться возможным проведение исследования конкретных материальных и нематериальных объектов, введение их анализа в качестве дополнения к основным исследованиям, а порой и составление отдельных работ, посвященных той или иной тематике. Данный синтез различных смежных научных областей способствует становлению междисциплинарного подхода в исследованиях средневековых источников, что в свою очередь позволяет ученым по-новому взглянуть на ту или иную проблему. Благодаря этому становиться возможным формирование целостного представления об Оттоновской эпохе. на основе синтеза разных по содержанию и форме исторических источников, которые дополняя друг друга, позволяют исследователю по-новому взглянуть на то, что он исследует. Период Оттоновского возрождения являлся прежде всего именно тем временем, кога начинает складываться тот идеальный образ императора. Он запечатлеется в различных источниках, которые в последствии популяризируют его. поэтому данное направление исследований особо важно при изучении общей истории Средних веков, так как помогут исследователю начать лучше понимать тех людей, которые жили в это время, обосновывать какие-либо их действия и поступки, а также по-новому взглянуть на уже исследованные проблемы, найти новые пути их решения и, возможно, раскрыть их с абсолютно другой стороны.
Читать дальше
1. Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в Константинополь / Перевод с лат. и комментарии Дьяконова И. — М.: Русская панорама, 2006. — 191 с. 2. Хросвита Гандерсхаймская. Поэма о деяниях Оттона Великого // История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых / Составитель М. М. Стасюлевич. — СПб.: Полигон; — М.: АСТ, 2001. — С. 335–339. 3. Рукопись Св. Григория изображение Оттона II на троне. Ок. 985 г. URL.: https://iskusstvoed.ru/2018/05/09/evangelie-imperatora-ottona-iii-ok-1000-g-ra/?pdf=14178 (дата обращения: 03.05.2023). 4. Рим, Галлия, Германия и Склавиния отдают дань уважения Оттону III; Мюнхенское Евангелие Оттона III, одно из Евангелий Лютара. Ок. 1000 г. URL.: https://iskusstvoed.ru/2018/05/09/evangelie-imperatora-ottona-iii-ok-1000-g-ra/?pdf=14178 (дата обращения: 03.05.2023). 5. Апофеоз Оттона III. Изображение Отона III из Евангелие Лютера, аббата Райхенау-Трир Ок. 990 г. URL.: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7cb93fb7-6453a5f4-6e073ee1-74722d776562/https/www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb00096593 (дата обращения: 03.05.2023). 6. Liutprandi Cremonensis Antapodosis // Liutprandi Cremonensis Opera Omnia / A cura di P. Chiesa. (CCCM, [156]). Turnhout, 1998. P. 3-150. 7. Liutprandi Cremonensis Historia Ottonis // Liutprandi Cremonensis Opera Omnia / A cura di P. Chiesa. (CCCM, [156]). Turnhout, 1998. P. 167–183. Литература: 8. Ануфриева А.С. Лиутпранд Кремонский // ПЭ. Т. 41. М., 2015. C. 300–302. 9. Ануфриева А.С Образ гневающегося государя в контексте ритуала deditio: Оттон I в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2015. № 3. С. 3–19. 10. Ануфриева А.С. Средневековый историограф как «создатель» политического ритуала: описание сцены завещания королевских инсигний в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского // Проблемы истории и культуры средневекового общества. Тезисы докладов XXXII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения». СПб., 2013. С. 5–8. 11. Бедуелл Г. История церкви. М., 1996–298 с. 12. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998–709 с. 13. Белостоцкий, Ян, Иконография, Словарь истории идей, онлайн-версия, Библиотека Университета Вирджинии, Gale Group, 2003. 14. Воскобойников О. C. Тысячелетнее царство (300–1300). Очерк христианской культуры Запада. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 568. 15. Гаспаров М. Л. Хротсвита Гандерсгеймская // Памятники средневековой латинской литературы X—XI века. М.: Наука, 2011. С.689. 16. Губер А. Доброклонский. М, Рейнгардт. Л. Всеобщая история искусств в 6 томах. Т. 2: Искусство Средних веков. Книга первая / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: — Искусство, 1960. — 957. 17. Гаррисон, Элиза; Оттоновское имперское искусство и портретная живопись. Художественное покровительство Оттона III и Генриха II, 2012. С. 697–699. 18. Гуревич А. ред. Словарь средневековой культуры. — М.: — РОССПЭН, 2003–631 с. 19. Гаспаров М. Л. Каролингское и Оттоновское возрождение (VIII—Х вв.) История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 2. — 1984–900 с. 20. Данилова И.Е. “Исполнилась полнота времен”: Размышления об искусстве: Статьи, заметки, этюды. М., 2004 С. 26. 21. Додуэлл, К.Р.; Изобразительное искусство Запада: Йельский университет, 1993. С. 800–1200. 22. Йейтс Фр. Искусство памяти. СПб., 1997. 80 с. 23. Корнелий Тацит. История // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах / Пер. Г.С. Кнабе. Т.2. М., 1993. 24. Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977. 25. Кузнецова Т.И. Лиутпранд Кремонский // Памятники средневековой литературы Х-ХII вв. / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек, М.Л. Гаспарова. М., 1972. С. 55–57. 26. Майр-Хартинг, Генри, "Художники и меценаты" в Новой Кембриджской средневековой истории: том 3, ред. Тимоти Рейтер, Розамонд Маккиттерик, издательство Кембриджского университета. 1999. С.900-1024. 27. Неусыхин А.И. Очерки истории Германии в средние века (до XV в.) // Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С. 212–374. 28. Нессельштраус Ц. Г. СПб., 2000; Riché P. L’Europe de l’an mil. [Orléans], 2001; Памятники средневековой латинской литературы X–XI в. М., 2011. 29. Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011–895 с. 30. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Пер. с англ. Габричевского. — М.: — Искусство, 1998. 31. Панофский Э. Перспектива как “символическая форма”. СПб., 2004 С. 54. 32. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации. СПб., 2009. 33. Смирнова Е. Д., Сушкевич Л. П., В. А. Федосик. Средневековый мир в терминах, именах, названиях. — Минск: «Беларусь», 2001. 34. Сидоров А.И. Историческая книга во времена Каролингов в контексте книжной культуры франков (VIII-X в.). СПб., 2015. 35. Стасюлевич М.М. Исторический очерк эпохи // История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т.2. От Карла Великого до Крестовых походов. СПб., 1864. С. 271–275. 36. Смирнова Е. Д., Сушкевич Л. П., Федосик В. А. Средневековый мир в терминах, именах, названиях. — Мн.: «Беларусь», 2001. 37. Фазоли Дж. Короли Италии (888–962) / Пер. с ит. А.В. Лентовской. СПб., 2007. 38. Флекенштейн Й. Империя Оттонов в Х столетии // Бульст-Тиле М.Л., Йордан К., Флекенштейн Й. Священная Римская империя. Эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К.Л., Неборской Л.Н. под редакцией И.О. Ермаченко. СПб., 2008. С. 11–148. 39. Шмараков Р.Л. Рец. на кн.: Лиутпранд Кремонский. Анатподосис; Книга об Оттоне; Отчет о Посольстве в Константинополь // СВ. 2012. № 73 (3–4). С. 420–424. 40. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. М.: Искусство, 1977. 41. Эксле О.Г. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья. М., 2007 С. 314–316. 42. Colonna E. Le poesie di Liutprando di Cremona: commento tra testo e contesto. (Scrinia, [10]). Bari, 1996. 43. Isabella G/ Modern di regalita nell’eta di Ottone I (Tesi di dottorato in Storia Medievale)/ Bologna, 2007. P. 23-54. 44. Hrotsvithae Opera omnia / Hrsg. von W. Berschin. (Hrotsvithae Opera omnia / Hrsg. von W. Berschin, Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). München; Leipzig, 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Образы центральных персонажей в прозе В. Распутина 1960-х годов (по рассказам "Василий и Василиса", "Встреча")
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Литература
курсовая работа
Образы центральных персонажей в прозе В. Распутина 1960-х годов (по рассказам "Василий и Василиса", "Встреча")
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
Технологии социальной поддержки персонала IT-компании (на примере .......)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image