ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие рынка труда, его особенности и структура 5
1.2 Государственное регулирование рынка труда в РФ 7
1.3 Рынок труда и безработица 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 13
2.1 Проблемы Российского рынка труда 13
2.2 Оценка эффективности регулирования рынка труда за 2019-2020 гг. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Таким образом, рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Он предполагает собственность человека на свою рабочую силу, которая становится товаром на рынке, а затем реализуется в трудовой деятельности.
На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.
Спрос на труд — это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.
Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.
Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. Внешний рынок труда - рынок, ориентирующийся на географическое или профессиональное перемещение рабочей силы. В узком смысле рынок труда — это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.
Ситуация на рынке труда России продолжает оставаться достаточно сложной и характеризуется наличием ряда проблем, в числе которых: высокий уровень безработицы среди молодежи, превышение предложения рабочей силы над спросом, растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения и др.
Вместе с тем наблюдается и положительная динамика, которая заключается в увеличении числа занятых, снижении безработицы, увеличении среднемесячной номинальной заработной платы.
Все это требует соответствующих государственных мер по поддержке рынка труда.
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления.
Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста, повышения занятости населения, подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест, выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости, социальной поддержки безработных, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре, создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных, выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
В завершении вышесказанного отметим, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью.
Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута. Поставленные задачи выполнены.
Читать дальше
Нормативные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2019).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изм. и доп. от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. Ст. 1915; 2018, – № 41. Ст. 6190.
Читать дальше