Введение 3 Глава 1. История возникновения и изменеия традиций в создании дымковских игрушек. 5 1.1. Исторический контекст и основные вехи возникновения промысла дымковской игрушки. 5 1.2. Советский период развития и упадок промысла дымковских игрушек 12 Глава 2. Возрождение традиции и новации в создании дымковской игрушки советскими и российскими мастерами 17 2.1. Воссоздание дымковского промысла и этапы развития творчества А.И. Деньшина 17 2.2. Постсоветский и современный этап развития промысла дымковской игрушки. 27 Заключение. 32 Список литературы. 34 Приложение……………………………………………………….....…….…….36

Традиции и современность в творчестве мастеров дымковской игрушки»

курсовая работа
Искусство
33 страниц
83% уникальность
2023 год
14 просмотров
Курылин А.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. История возникновения и изменеия традиций в создании дымковских игрушек. 5 1.1. Исторический контекст и основные вехи возникновения промысла дымковской игрушки. 5 1.2. Советский период развития и упадок промысла дымковских игрушек 12 Глава 2. Возрождение традиции и новации в создании дымковской игрушки советскими и российскими мастерами 17 2.1. Воссоздание дымковского промысла и этапы развития творчества А.И. Деньшина 17 2.2. Постсоветский и современный этап развития промысла дымковской игрушки. 27 Заключение. 32 Список литературы. 34 Приложение……………………………………………………….....…….…….36
Читать дальше
Актуальность исследования. Темп жизни современного общества взвинчен до предела, то, что было популярно вчера, завтра теряет свою актуальность. В большей степени общество нашего времени можно характеризовать, как общество потребления, которое ценит постоянную обновляемость трендов и товары массового потребления. В этой ситуации традиция создания дымковской игрушки, которая претерпела изменения от ручной лепки до гипсового литья и вновь возвращению к исконной традиции, требует особого внимания. Учитывая это нам кажется важным изучение традиции дымковской игрушки. Говоря о традиции дымковской игрушки в наши дни, существенным будет упоминание людей, благодаря которым, несмотря на былой упадок, она смогла возродиться и дойти до наших дней, давая нам полное представления о первичных подходах к исконному дымковскому творчеству. Такими людьми являются А.И. Деньшин – русский художник живописец-пейзажист, педагог, исследователь и сохранитель традиции дымковского промысла и А.


Не бойтесь заказать реферат в Томске , у нас работают профессионалы


.А. Мерезина – последняя мастерица дымковского промысла. В связи с этим важно изучить как деятельность этих людей способствовала сохранению традиций дымковской игрушки. Объект исследования: традиция дымковской игрушки. Предмет исследования: деятельность А.И. Деньшина и А.А. Мерезиной по сохранению традиции дымковской игрушки. Цель исследования: изучить традиции дымковской игрушки, проследить основные этапы её изменения и определить как деятельность А.И. Деньшина и А.А. Мерезиной повлияли на её сохранение. На основе цели работы, были определены следующие задачи: 1. Определить исторический контекст и основные вехи возникновения промысла дымковской игрушки. 2. Проанализировать советский период развития промысла дымковской игрушки и причины его упадка. 3. Рассмотреть как происходило воссоздание традиций дымковской игрушки А.И. Деньшиным. 4. Изучить постсоветский и современный этапы развития дымковского промысла. Для достижения цели курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, статей журналов, интернет-ресурсов, диссертаций, иконографический анализ, историко-культурный анализ, формально-стилистический анализ. Степень изученности темы: Изучением специфики традиции в народном и традиционном прикладном искусстве, и в частности дымковского промысла игрушек занимались такие исследователи как И.Я. Богуславская. Ею были определены традиции дымковской игрушки, как ремесленного творчества. Куренной В.А., Сувалко А.С. провели исследование трансформации традиции дымковской игрушки от глиняной ручной лепки до литья форм из гипса и последующего частичного возвращения к исконной традиции. Также ими был произведён анализ попыток индустриализации изготовления дымкоских игрушек. Искусствовед и ученый М.А. Некрасова внесла огромный вклад в изучение народного искусства. В ее исследовании «Народное искусство как часть культуры: теория и практика» она определяет значение традиции главнейшим в народном искусстве. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Читать дальше
В процессе развития промысла дымковской игрушки проблема традиции и оригинальности в создании изделий не теряла своей актуальности. В традиционном прикладном искусстве таком, как дымковская игрушка, традиция стоит на первом месте, является главной составляющей развития творчества. Об этом говорит и А.И. Деньшин, по сути эта мысль и побуждает его исследовать дымковскую игрушку, определять основные каноны традиции и работать над её (традиции) воссозданием. Наращивание производства дымковской игрушки и отказ от ручной лепки в пользу гипсового литья, произошёл ещё до времени превращения промысла дымковской игрушки в фабричное производство. В эпоху глобальной индустриализации, во время советского периода значение и смысл дымковской игрушки критиковался и пересматривался в пользу практической ценности воспитания советских детей в духе социального реализма. Однако сам формат и ценность дымковской игрушки, как культурного феномена не претерпел в то время серьёзного изменения. Серьёзным и, как вспоминают некоторые мастерицы, постыдным отступлением от канона традиции создания дымковской игрушки происходит в 90-е гг. XX века. Во время всеобщего экономического упадка, для получения заработка некоторые мастера отходят от создания традиционных образов дымковской игрушки (животные, традиционные городские персонажи) в пользу более популярных в то время образов – бизнесменов в малиновых пиджаках, танкистов, космонавтов и т.д. А.И. Деньшин, обнаруживший упадок и гибель традиции дымковской игрушки вначале XX века, активно включается в работу по воссозданию традиции. Он оттолкнулся от подхода к творчеству последней мастерицы создававшей дымковские игрушки в традициях исконной глиняной лепки и запустил работу по популяризации традиционно дымковской игрушки. Он выпускал альбомы, где иллюстрировались традиционные дымковские игрушки, создал целую серию таблиц-пособий и разработал для них учебно-методические материалы по обучению искусству лепки. Иными словами, А.И. Деньшин создал инструменты современной, рационально осмысленной и методически оформленной образовательной системы обучения определённым навыкам и знаниям в рамках соответствующего учебного заведения. Также А.И. Деньшин открывал и развивал отдельные мастерские по созданию дымковской игрушки. Проанализировав вектор развития и изменения традиций промысла дымковской игрушки, а также подход А.И. Деньшина к сохранению её исконной традиции можно сделать вывод об устойчивости содержания технологии создания традиционной дымковской игрушки. Поскольку она хоть и претерпела некоторые изменения в ходе исторического развития общества в итоге частично вернулась к исконному своему канону.
Читать дальше
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. 2. Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах нар. искусства М.: Детская литература, 1964. - 174 с. 3. Бакушинский А.В Русская народная игрушка. Вып. 1: Вятская лепная глиняная игрушка. М.: Московское Художественное Издательство, 1929. 4. Бенуа А. Игрушки // Аполлон. № 2, 1912. 5. Беньямин В. О коллекционерах и коллекционировании. М.: ЦЭМ, V-A-C press. 2018. - 103 с. 6. Березина Е.С. «Пристально всматриваясь в рисунок шкатулочной крышки»: лаковая миниатюра как источник изучения советской визуальной культуры // Диалог со временем. № 58., 2017. - С. 242–260. 7. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР., 1988. – 332с. 8. Бочковская В.И. Традиции в народном искусстве как диалектическое явление. // Известия алтайского государственного университета. – 2011. - №2-1 (70). – С. 160-162. 9. Васенев Н. Возродить гипсовое и глиняное производство игрушки // Вятская правда. № 115, 1933. 10. Вилабай С.Г., Вега О.Л. Куба: Взгляд на историю. Melbourne, New York: Ocean Press. 2012. 11. Горький М. (1949) О молодежи. М.: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1949. – 246с. 12. Деньшин А.И Вятская глиняная игрушка в рисунках. Вятка : Буквица, 2009. – 81с. 13. Деньшин А.И Вятские старинные глиняные игрушки. Вятка. Издание автором. 1926. – 8с. 14. Деньшин А.И. Автобиография // Личные дела художников, рабочих и служащих с буквы «А» по «К» // ГАСПиКО, фонд 6746, оп. 2, ед. хр. 101. 15. Деньшин А.И. О мастерицах Дымкова // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 10: Ремесла. Киров: Вятка. 2000. - С. 99–114. 16. Деньшин А.И. Художник старейшего поколения Деньшин А.И. (Автобиография) // ГАКО, Ф. Р — 128. оп. 1. Д. 349. 2009. 17. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Академии наук СССР, 1936. - 103 с. 18. Историко-художественная педагогическая сущность игрушки. К 100-летию Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама: коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович.– СПб.: ВШНИ, 2018. –163с. 19. Куренной В.А., Сувалко А.С. Художественные ремесла в эпоху технической воспроизводимости: случай русской дымковской игрушки // Мир России. Т. 31. № 3. 2022. - С. 136–154. 20. Матвеев П. Дымковские кустари-скульпторы // Горьковская коммуна. № 7–8, 4/IV, 4. 1934. 21. Менчикова Н.Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров: О-краткое. 2010. – 190 с. 22. Менчикова Н.Н. Чудо глиняное, дымковское. Киров: О-Краткое. 2015. - 235 с. 23. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – 343с. 24. Носик Б.М. Путешествие за дымковской игрушкой. М.: Знание. 1966. - 80 с. 25. Перминова Н.И. Каповая шкатулка. Киров: О-Краткое. 2016. - 150 с. 26. Посельская М. (1960) Ожила Вятская игрушка. О кукольном фильме «Шел служивый домой» // Искусство кино. № 3.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
Дизайн интерьеров коридоров для школы в г. Москва»
Количество страниц:
60
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Дизайн
курсовая работа
Пробелы в праве и пути их устранения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image