Введение 3
1. Понятие «саморегуляция» в психологической литературе 5
2. Причины проблем саморегуляции и влияние на школьную успешность 13
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 26
Читать дальше
Саморегуляция рассматривается как процесс внутренней психической активности человека, зависящий от его индивидуальных особенностей, который с помощью регуляторных умений развивает способность человека к регуляции собственного поведения и деятельности. Успешность учебной деятельности, личностное становление, а также дальнейшее профессиональное становление находятся в тесной связи с формированием и развитием системы саморегуляции у конкретной личности. Сформированность саморегуляции рассматривается, как способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, правилами, ценностями и требованиями.
Проблемы саморегуляции имеют место чаще всего при испытании психических травм, нарушении структуры психики.
Самые частые проблемы саморегуляции проявляются в учебной деятельности в том, что дети не в полной мере осознают и принимают цель учебной деятельности, т. е. не может понять, что требует учитель, не видят свои ошибки и исправляют их лишь после указания взрослого. Неспособность ставить учебные задачи в процессе самостоятельного освоения учебной информации. Кроме этого, сюда относятся проблемы в умении выявлять учебную информацию, необходимую для решения задачи, принять решение об использовании помощи, в выборе средств помощи, уровня освоения учебной информации. Могут быть трудности в соотнесении выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями и проблемы в составлении плана деятельности и реализация плана. Кроме этого, проблемы самоконтроля приводят к таким сложностям в обучении как неумение ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; неумение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Читать дальше
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. – 2018. – С. 321–357.
2. Жиделева, К. С. Современное состояние изучения проблемы саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры [Текст] / К. С. Жиделева // Молодой ученый. – 2021. – № 49. – С. 329-330
3. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопин. – М.: Ленанд, 2019. – 316 с.
4. Кухтова, Н.В. Проблема саморегуляции в психологической науке и особенности ее проявления у учащихся в период получения среднеспециального образования [Текст] / Н.В. Кухтова, Ю.Ю. Рябцева // В сборнике: Фундаментальные и прикладные проблемы стресса. – 2013. – С. 158-161.
5. Лаптева, М.Д. Педагогические приемы формирования умений саморегуляции [Текст] / М.Д. Лаптева, О.А. Павлова // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 67–75.
6. Майдокина, Л.Г., Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции [Текст] / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 50–54.
7. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека [Текст] / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с
8. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции в XXI веке [Текст] / В.И. Моросанова. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 468 с.
9. Моросанова, В.И., Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности [Текст] / В.И. Морсанова, Т.Г. Фомина, Н.Л. Ованесбекова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: Результаты и перспективы развития. – М., 2017. – С. 510–517.
10. Фомина, Т. Г. Осознанная саморегуляция и школьная вовлеченность [Текст] / Т.Г. Фомина // Российский психологический журнал. – 2022. – Т. 19. – №4. – С. 110–121.
11. Фомина, Т.Г. Динамика школьной вовлеченности и ее взаимосвязь с развитием осознанной саморегуляции у подростков [Текст] / Т.Г. Фомина // Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 4. – С. 167–180.
Читать дальше