ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6 1.1 Общая характеристика нарушений зрения у детей 6 1.2 Развитие мелкой моторики в норме 9 1.3 Влияние нарушения зрения на развитие мелкой моторики 11 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18 2.1 Диагностика развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 18 2.2 Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

курсовая работа
Психология
30 страниц
74% уникальность
2023 год
5 просмотров
Пепертова С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6 1.1 Общая характеристика нарушений зрения у детей 6 1.2 Развитие мелкой моторики в норме 9 1.3 Влияние нарушения зрения на развитие мелкой моторики 11 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18 2.1 Диагностика развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения 18 2.2 Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Актуальность исследования. Нарушения зрения представляет собой особую проблему в развитии ребенка, поскольку зрительный анализатор отвечает за познание окружающей действительности и ориентировку в пространстве. Результатом нарушения деятельности зрительного анализатора являются трудности в познании окружающей действительности, сужение социальных контактов и ограничение возможности человека заниматься многими видами деятельности. Результатом того, что дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире у них часто отмечается снижение познавательной и двигательной активности [15]. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением зрения двигательных умений и навыков, являются нарушения мелкой моторики, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Кроме этого, в быту ребенку с нарушением зрения постоянно требуется совершать действия, связанные с мелкой моторикой: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, письмо, рисование и т. д., поэтому от развития мелкой моторики напрямую зависит качество жизни ребенка. Таким образом, особую значимость имеет своевременная диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей с проблемами зрения [8].


Если нужно срочно заказать контрольную работу в москве в Перми , воспользуйтесь сервисом Work5.


. Как показывает опыт, игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей с дефектами зрения, дети данной категории в не игровых условиях обучаются с большим трудом. Поэтому для детей с нарушением зрения, развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук имеет огромное значение [19]. Педагогическая работа по развитию мелкой моторики и осязания у учащихся с нарушением зрения требует хорошей информированности учителей и воспитателей специальной, интегративной и массовой школы в психофизических особенностях развития этих детей, а также знаний особенностей формирования этого процесса. Современная педагогика, и психология еще не располагает достаточными научными фактами, раскрывающими процесс овладения детьми с нарушением зрения сенсорным осязательным опытом. В связи с этим возникает необходимость разностороннего и глубокого изучения закономерностей и особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Исследованию развития мелкой моторики посвящены труды многих ученых, в числе которых С.Г. Якобсон, М.М. Рузская, Л.А. Шифрман, Л.И. Солнцева, М. Монтессори, А.И. Каплан, М.Н. Волокитина, Сухомлинский С.М., М.П. Денисов, А.В. Запорожец, М.И. Земцова, Т.О. Гиневская, Л.В. Егорова, Р.С. Персон и другие. Теоретическую базу для данного исследования составили работы таких авторов как Азарян Р. Н., Алексеева С.И., Бахтиарова Т.В., Баширова Д.Г., Дружинина Л.А., Киселева Ж.И., Кручинин В. А., Мишин М. А., Осипова Л.Б., Третьякова А.Д., Чернецкая А.Н. Теоретическая значимость работы заключается в сборе, анализе и обобщении исследований последних лет по проблеме развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Практическая значимость состоит в получении новых данных, которые дополняют имеющиеся сведения в литературе. Цель работы – изучение развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Задачи: 1) Проанализировать научную литературу и дать общую характеристику нарушений зрения у детей; 2) Изучить развитие мелкой моторики в норме; 3) Охарактеризовать влияние нарушений зрения на развитие мелкой моторики; 4) Провести диагностику развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения; 5) Разработать практические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей. Предмет исследования – развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Методы исследования – анализ и обобщение научной литературы, тестирование. Структура работы – введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем (нервные, мышечные, костные). Развитие навыков мелкой моторики важно, поскольку вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Активное развитие мелкой моторики происходит в возрасте до 6 лет, за этот период происходит постепенное поэтапное развитие мелкой моторики. Сначала формируется хватательный рефлекс, затем локтево-ладонная хватка, радиально-ладонная хватка, хватка с помощью пальцев и так далее до скоординированных движений обеими руками. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания (вниманием, мышлением, речью, координацией, зрительной и двигательной памятью, воображением, наблюдательностью). Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения. При нарушении зрения наблюдается торможение развития двигательных умений и навыков, а также сложность в ориентировке в пространстве. У ребенка нет способности к самостоятельному формированию скоординированной работы «глаз–рука» и мелких движений кистей и пальцев рук. Без данного показателя происходит замедление формирования предметно-практической деятельности, у дошкольника возникают сложности при переходе к следующей ступени образовательного процесса, поскольку моторный навык готовности руки к письму не формируется на должном уровне. В усилении компенсаторно–приспособительных процессов у детей с нарушениями зрения ведущую роль играет развитие осязания и мелкой моторики. Благодаря мелкой моторике ребенок с нарушением зрения может исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы; а также приобретает социальный опыт, что способствует повышению самооценки ребенка и адаптации его в социуме. Полученные навыки тонкой моторики позволяют ребенку с нарушением зрения обслуживать себя на равных со зрячими детьми и участвовать в играх. Эмпирическое исследование показало, что у многих детей с нарушением зрения низкий уровень развития мелкой моторики, поэтому был разработан комплекс игр, которые можно применять в коррекционной работе с такими детьми. Благодаря таким играм дети с нарушением зрения могут научиться различать предметы, описывать и понимать их форму, размеры, цвет. В ходе таких игр происходит формирование координации движений рук, понимание пространственного положения различных объектов, развивается быстрая реакция на изменение ситуации, кроме этого развиваются такие качества как находчивость и уверенность в себе, что очень важно для детей с нарушением зрения.
Читать дальше
1. Азарян Р. Н. Основа организации образования лиц с нарушением зрения [Текст] / Р.Н. Азарян // «Специальная педагогика». Учебник для студентов педагогических вузов. Ереван, 2016. – С. 125-187. 2. Алексеева С.И. Развитие мелкой моторики рук средствами арт-терапии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / С.И. Алексеева, Д.А. Модонова // Педиатрический вестник Южного Урала. – 2021. – №2. – С. 68-76. 3. Андрющенко Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ [Текст] / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова - Челябинск, 2017. - 96 с. 4. Бахтиарова Т.В. К вопросу об уточнении понятия мелкая моторика [Текст] / Т.В. Бахтиарова, А.А. Померанцев // В сборнике: Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. – Брянск, 2022. – С. 9-14. 5. Баширова Д.Г. Диагностика развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста [Текст] / Д.Г. Баширова // В сборнике: Проблемы марийской и сравнительной филологии. – 2019. – С. 410-412. 6. Бодимер А.А. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения [Текст] / А.А. Бодимер Аллея науки. – 2022. – Т.1. – №1. – С. 565-568. 7. Бусыгина Д. А. Развитие осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста [Текст] / Д.А. Бусыгина // Студенческая наука и XXI век. — 2017. – № 14. – С. 237–238. 8. Викторова О.Е. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в игровой деятельности [Текст] / О.Е. Викторова //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – №2. – С. 103-105. 9. Горячкина Л.Ю. Развитие мелкой моторики детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Ю. Горячкина // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т.17. – №1. – С. 297-298. 10. Грибовская Е.Н., Кузнецова М.Б. Развитие мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Е.Н. Грибовская, М.Б. Кузнецов // Дошкольная педагогика. – 2022. – №5. – С. 47-48. 11. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с. 12. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник [Текст] / В.П. Дудьев. – М.: Владос, 2008. – 366 с. 13. Иванова С.И. Развитие мелкой моторики посредством массажного мяча [Текст] / С.И. Иванова // В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – Чебоксары, 2022. – С. 230-231. 14. Киселева Ж.И. Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Ж.И. Киселева, М.Р. Валетов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2022. – Т.11. – №3. – С. 17-20. 15. Кручинин В. А. Исследование осязательных возможностей незрячих младших школьников выделять форму, величину и структуру поверхности спортивных предметов [Текст] / В.А. Курчинин // Международный научно-методический рецензированный журнал « Образование в XІX веке. – 2019. – №2. – С. 115-121. 16. Лавриненко О.А. Развитие мелкой моторики и осязания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством занятий в технике оригами [Текст] / О.А. Лавриенко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №1. – С. 109-111. 17. Лещинская Ю.О. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста [Текст] / Ю.О. Лещинская // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. – 2019. – С. 249-250. 18. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения [Текст] / М.А. Мишин //Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – М.: 2017. – №4. – С. 44-49. 19. Осипова Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография [Текст] / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 111 с . 20. Осипова Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности [Текст] / Л.Б. Осипова. – Ч: Цицеро, 2015. – 111 с. 21. Першина М.Н. Развитие осязания и мелкой моторики [Текст] / М.Н. Першина // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2017. –С. 114-116. 22. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. М.: ГороД, 2018. – 262 с. 23. Развитие осязания и мелкой моторики: Пособие / Сост. О.Е. Прысь. – Воронеж: Истоки, 2012. – 44 с 24. Руднева С.В. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры [Текст] / С.В. Руднева, Т.А. Дровикова // В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 163-167. 25. Савина Т.А. Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушением зрения [Текст] / Т.А. Савина // Научный альманах. – 2022. – №3. – С. 40-44. 26. Сазанова А. В. Роль развития мелкой моторики пальцев рук в процессе социализации дошкольников с ОВЗ [Текст] / А.В. Сазанова // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионально го образования : Материалы VI региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград. – 2019. – С. 54-56. 27. Сапранович И.С. Определение уровня развития мелкой моторики у детей 5-6 лет с нарушением зрения в сборнике: физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития [Текст] / И.С. Сапранович, В.Г. Калюжин // Материалы V Международной электронной научно-практической конференции. – 2015. – С. 372-375. 28. Спицина Д.Е. Моторное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Д.Е. Спицына // Академическая публицистика. – 2021. – №6. – С. 486-491. 29. Третьякова А.Д. Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / А.Д. Третьякова / В сборнике: Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2023. – Магнитогорск, 2023. – С. 1229-1233. 30. Тубеева Ф.К. Причины, классификация и лечение нарушений зрения у детей [Текст] / Ф.К. Тубеева, Ф.Г. Бежанова // Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. 2019 Ростов-на-Дону. – с. 127-131 31. Флягина А.А. Особенности психологической готовности младших школьников с нарушениями зрения к переходу из начального звена в среднее звено общеобразовательной школы [Текст] / А.А. Флягина // Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: открытия, инновации, технологии». – 2019. – С. 31-34. 32. Хачатрян С.С. К проблеме развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения [Текст] / С.С. Хачатрян // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – №2. – С. 188-191. 33. Чернецкая А.Н. Клиническая характеристика детей с нарушениями зрения [Текст] / А.Н. Чернецкая // Сборник материалов I Всероссийской конференции «Профессиональный рост педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации современного образования». – Киров, 2022. – С. 471-475.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Диагностика школьной готовности у детей с СДВ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Специальная психология
реферат
Коммерческие банки и их роль в функционировании рынка ценных бумаг
Количество страниц:
16
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Коммерция
реферат
Проблема "принципал-агент" и механизмы её преодоления
Количество страниц:
10
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Микроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image