Введение .........................................................................................................................3
1. Теоретические основы проблемы исследования и развития способностей личности………………………………………………………………..………………5
1.1. Анализ понятия «творческие способности»…………………………………….5
1.2. Особенности развития способностей в младшем школьном возрасте…………8
1.3. Теоретический анализ методик и технологий диагностики творческих способностей………………………………………………………………………….12
2. Эмпирическое исследование способностей личности детей младшем школьного возраста.........................................................................................................................16
2.1. Анализ деятельности специалистов Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»…………16
2.2. Первичная диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста..………………………………………………………………….19
2.3. Комплекс мероприятий по развитию творческих способностей у младших школьников в образовательной организации в художественно-изобразительной деятельности………………………………………….………………………………23
Заключение ..................................................................................................................31
Список литературы……….…………………………………………………..………33
Приложения………………………………………………………………….………..34
Читать дальше
Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в образовательной организации особенно актуальна в современном обществе. Она обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, а также динамичностью и нестабильностью данного опыта.
Творческие способности представляют собой готовность человека к конструктивному и оригинальному мышлению при решении задач в рамках изменяющихся социальных и культурных условий в интересах личности и общества. Они позволяют выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. В структуру творческих способностей входят творческое мышление и творческое воображение. Творческие способности включают в себя следующие критерии: беглость, гибкость, оригинальность, точность, склонность к риску.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей у младших школьников посредством художественно-изобразительной деятельности на примере Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Октябрьского района города Екатеринбурга».
Реализуя задачи данной главы, было определено, что деятельности специалистов Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Октябрьского района города Екатеринбурга по развитию творческих способностей у младших школьников осуществляется через широкий спектр предоставляемых образовательных услуг детям младшего школьного возраста в соответствии с направлениями дополнительного образования, разнообразия выбора форм и методов проведения учебных занятий, а также учета образовательной среды.
Изучение творческих способностей детей младшего школьного возраста осуществлялось с помощью следующих методов: тестирование, проективные методики. Полученные результаты указывают на то, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей. Полученные результаты показывают необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в образовательной организации требует комплексного подхода, для этого был разработан комплекс мероприятий по данному направлению.
Данный комплекс мероприятий по развитию творческих способностей у младших школьников в образовательной организации на основе художественно-изобразительной деятельности включает в себя организацию учебных занятий (уроков), направленных на развитие творческих способностей на основе художественно-изобразительной деятельности. К условиям, способствующим развитию творческих способностей относится: специальные условия (материально-техническое обеспечение, соблюдение структуры учебного занятия); социально-эмоциональные (роль педагога и обучающегося, эмоциональный отклик в процессе деятельности); психологические условия (комфорт обучающегося в процессе учебных занятий). Организация учебных занятий осуществляется с помощью соблюдения структуры учебного занятия, реализации тематического плана, а также применения приемов и методов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Также важным фактором развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является совместная деятельность всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогических работников) в образовательной организации.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. — М.: «Академия», 2023.- 398с.
2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологической опытно-поисковой работы. М.: Просвещение, 1984. 249 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб, 2016. –С. 28.
4. Бондарь, М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. — 2021. — №13. — С. 598-601.
5. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2022. 112с.
6. Бруднов, А.А. Внешкольное дополнительное образование – насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников – 2016. – №3-4. - С.11 – 16.
7. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б,С. Волков. — М. Педагогическое общество России, 2022. — 128 с.
8. Выготский, Л..С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1991. — 480 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2017. — 358 с.
10. Крылов, А.А. Учебник «Психологии». М.: Восток. - 2020. – с.48.
11. Минаева, Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования // Инновационные педагогические технологии: материалы. — Казань: Бук, 2019. — С. 105-107.
12. Шинкарёва, Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2021. — №24. — С. 1053-1055.
13. Сайт МАУ ДОД ДДТ Октябрьского района г. Екатеринбурга. - URL: http://ddtor.ru.
Читать дальше