?>
Введение 3 Глава 1.Теоретические основы дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 7 1.1 Понятие «пространственные представления» в психолого- педагогической литературе 7 1.2 Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 11 1.3 Роль дидактической игры как средство формирования пространственных представлений 16 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование основ дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП дошкольников с детским церебральным параличом 21 2.1 Методы исследования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 21 2.2 Уровень пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 23 2.3 Коррекционная работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом посредством дидактических игр 27 Заключение 31 Список использованных источников 33

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
80% уникальность
2023 год
12 просмотров
Белоусова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Теоретические основы дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 7 1.1 Понятие «пространственные представления» в психолого- педагогической литературе 7 1.2 Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 11 1.3 Роль дидактической игры как средство формирования пространственных представлений 16 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование основ дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП дошкольников с детским церебральным параличом 21 2.1 Методы исследования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 21 2.2 Уровень пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 23 2.3 Коррекционная работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом посредством дидактических игр 27 Заключение 31 Список использованных источников 33
Читать дальше
Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития ребенка. В этот период происходит формирование его личности, закладываются основы всех психических свойств, познавательных процессов и действий. Ребенок узнает о предметах и их свойствах, активно исследует окружающий мир. Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей и могут быть врожденными или приобретенными. Нарушения развития у детей с данной патологией характеризуются значительным полиморфизмом и диссоциацией тяжести. Несмотря на множество врожденных и рано приобретенных пороков, большинство детей имеют схожие проблемы. Большинство детей с двигательными нарушениями — это дети с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание нервной системы, чаще всего приводящее к инвалидности у детей. Это заболевание возникает в результате недоразвития или повреждения головного мозга на ранних этапах развития (внутриутробно, при рождении или на первом году жизни). У дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы представления об окружающем мире, ограничены знания о свойствах предметов, отношениях и зависимостях между ними, что в свою очередь препятствует полноценному развитию пространственных представлений.


Если вам интересно написание магистерской диссертации на заказ , вы можете получить расчет стоимости на сайте Work5.


Внимание значительной части педагогов, психологов, логопедов и дефектологов в настоящее время обращено на проблемы физического, психического и речевого развития дошкольников. Это связано с тем, что детский сад является важнейшим периодом в плане наиболее интенсивного развития, периодом формирования физических и психических основ здоровья ребенка. Ведь от того, как и при каких условиях будет происходить физическое, умственное и речевое развитие ребенка, во многом зависит его будущее. В то же время вопросы нарушений речи и психофизического развития ребенка в настоящее время занимают первое место по многим причинам. Детский церебральный паралич является наиболее частой и наиболее тяжелой формой нарушений психомоторного развития у детей. Психолого-педагогические исследования подтверждают уникальную роль пространства в построении детьми образа мира, осмыслении в нем своего пространства. Для полноценного развития ребенка необходимо сформировать у него возможность ориентировки в пространстве. Представления о пространстве у детей возникают в различных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской; визуальный и музыкальный; двигатель; игра. Например, пространственные представления у детей развиваются при организации воспитательной работы и в моменты режима: при физических упражнениях, при уходе за собой. Пространственные представления – это представления о свойствах и отношениях предметов и явлений окружающей действительности: о величине, форме, взаимном расположении предметов. Овладение этими понятиями необходимо для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим навыкам, в основе которых лежит установление отношений между предметами и явлениями, их последовательности и их пространственных отношений. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умение ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития дошкольников. На эту проблему обращают внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьевой, А. А. Люблинской, Т. А. Мусеибова и др. выявлен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки в дошкольном детстве. В современных психолого-педагогических исследованиях обращается внимание на особую роль пространственного восприятия, представлений и умения перемещаться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Формирование пространственных представлений у ребенка повышает эффективность и качество его деятельности (продуктивной, творческой, познавательной, трудовой). Исходя из этого, тема нашей работы: «Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП» является актуальной и требует рассмотрения. Объект исследования: процесс использования дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Предмет исследования: Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений старших дошкольников с детским церебральным параличом. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить дидактическую игру как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие «пространственные представления» в психолого- педагогической литературе 2. Рассмотреть своеобразие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 3. Изучить дидактическую игру как средство формирования пространственных представлений 4. Выявить состояние пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. 5. Составить комплекс дидактических игр по формированию пространственных представлений. Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования: МБДОУ № 123 Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Считаем важным изучить вопрос о формировании пространственных представлений в дошкольном возрасте, так как трудно выделить хотя бы одну область деятельности человека, в которой способность перемещаться в пространстве на основе пространственной представления не играли бы существенной роли. . Создание пространственных представлений является необходимым условием социального существования человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Вопрос о формировании пространственных представлений актуален на сегодняшний день. Его исследования проводились педагогами и психологами, такими как Л.А. Венгер, М.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, АА. Люблинская и многие другие. Пространственные представления — это широкое понятие, включающее такие компоненты, как восприятие расстояния или расстояния, на котором объекты находятся от нас и друг от друга, а также направление, размер и форма объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанным на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности и, соответственно, их пространственных отношений. У детей с ДЦП формирование пространственных представлений нарушено и имеет ряд особенностей. Для детей характерна неуверенность в себе в пространстве. Вы не можете создать полную картину объектов и определить пространственное расстояние. С помощью дидактических игр можно формировать пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Дидактическая игра является одной из форм педагогического воздействия взрослого на ребенка. С их помощью создаются условия для самостоятельной деятельности ребенка, он приобретает собственные действенные и чувственные переживания. Создавая пространственные представления посредством дидактических игр, ребенок развивает умение находить и называть части своего тела, получает знания о свойствах предметов. Развивается способность перемещаться как в макро-, так и в микропространстве. ребенок учится Анализируйте пространственное расположение объектов и самостоятельно используйте пространственные голосовые подсказки. В нашем исследовании мы использовали пятизадачную диагностику по методике Н.Я. Семаго, М.М. Методы, предложенные Семаго. В результате диагностического обследования мы установили, что у троих детей основной группы сформированность пространственных представлений находится на среднем уровне, у двоих - на низком уровне. Для всех детей были характерны следующие особенности: трудности в ориентировании в окружающем пространстве, в анализе отношений между внешними предметами и собственным телом, в вербальном общении. Мы подготовили ряд дидактических игр, направленных на создание пространственных представлений. Мы подобрали игры по следующим направлениям: ориентирование в частях собственного тела; Ориентирование в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от предмета»; вербализация пространственных представлений; Ориентация на листе бумаги. Игры подобраны с учетом особенностей детей с ДЦП. Таким образом, все задачи исследования решены, цель работы достигнута.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 672 с. 2. Ахутина, Т.В. О пространственном восприятии [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева. – М. : Высшая школа, 2018. – 481 с. 3. Безруких, М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет [Текст] / М. Безруких, Л. Морозова. – М., 2015. – 134 с. 4. Беленькая, Л.Я. Взаимосвязь восприятия пространства и времени на разных ступенях развития ребенка [Текст] / Л.Я. Беленькая // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 2017. - № 2 (6). - С. 51–55. 5. Венгер, Л. А. Развитие возможностей визуально-пространственного моделирования / Л. А. Венгер. - Москва: Педагогика, 2012. - 57 с. 6. Государственные стандарты в системе общего образования: (теория и практика) / Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова; изд. В. С. Леднева. - Воронеж: МОДЭК, 2019. - 82 с. 7. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников [Текст] / Р. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. – Ч. IV-VI. – СПб. : Питер, 2014. – С. 45–48. 8. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. - Москва: Знание, 2018. - 80 с. 9. Панова, И. А. Когда в семье растет ребенок с ДЦП / И. А. Панова. – Томск: Центр раннего развития, 2015. – 45 с. 10. Мастюкова, Е. М. Особенности педагогической работы при детском церебральном параличе / Е. М. Мостюкова; и. ЛС Волкова. - Москва: Просвещение, 2019. - 138 с. 11. Михайлова, З.А. Весело-познавательная игра для дошкольников _0_ / З.А. Михайлов. — М.: Просвещение, 2018. — 94 с. 12. Мусеибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у дошкольников/ Т. А. Мусеибова. - Ленинград, 2014. - 414 с. 13. Мусеибова, Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственной ориентации / Т. А. Мусеибова // Дошкольное воспитание. - Москва: Информационный центр, 1971. - № 5. - 33-36 с. 14. Павлова, Т. А. Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. - Москва: Школьная пресса, 2014. - 62 с. 15. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у дошкольников и школьников / Н.Я. Семаго // Практическое руководство. – М.: Ирис-пресс, 2017. – 41 с. 16. Симонова, Н. В. Психолого-педагогическая оценка детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте / Н. В. Симонова. - Москва, 1974. - 90-98 с. 17. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учеб. высшие учебные заведения / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 20-38 с. 20. Эйдинова, М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 85-98 с. 21. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Воронеж: НПО изд-во «МОДЭК», 2015. – 392 с. 3
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка аналитического блока стратегии социально-экономического развития территории
Количество страниц:
19
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации АО Почта Банк
Количество страниц:
80
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Статистическое исследование социально-экономических явлений и процессов по варианту № 6
Количество страниц:
18
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Статистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image