ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОБГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6 1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 6 1.2 Особенности развития речи и словарного запаса у детей с нарушением интеллекта 10 1.3 Загадки как средство развития словаря 14 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 18 2.1 Задачи и организация констатирующего эксперимента 18 2.2 Анализ результатов обследования словаря у детей с нарушением интеллекта 25 2.3. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми на формирующем этапе эксперимента 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Обогащение словаря детей с нарушением интеллекта посредством использования загадок

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
61% уникальность
2023 год
13 просмотров
Лебедева Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОБГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6 1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 6 1.2 Особенности развития речи и словарного запаса у детей с нарушением интеллекта 10 1.3 Загадки как средство развития словаря 14 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 18 2.1 Задачи и организация констатирующего эксперимента 18 2.2 Анализ результатов обследования словаря у детей с нарушением интеллекта 25 2.3. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми на формирующем этапе эксперимента 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Актуальность исследования. Речь как общественно-историческое явление, сопровождающее все стороны бытия человека, обеспечивает успешность ее адаптации, интеграции и социализации [14]. Богатство словарного запаса имеет большое значение для развития ребенка, так как речь «выполняет важнейшие функции усвоения ребенком общественного опыта, обеспечивает полноценное общение с взрослыми и сверстниками, выступает в качестве регулятора деятельности дошкольников. По мнению многих авторов, проблема обогащения словаря детей приобретает в современной методике коррекционного обучения и воспитания все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что богатый словарь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации [11]. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли «устного слова» в культурной жизни страны, так как наиболее ценным в наше время стало умение осуществлять речевую коммуникацию без предварительной подготовки, спонтанно и целенаправленно.


Реферат по охране труда на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


Умение спонтанно создавать и реализовывать связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» [3]. Особую важность проблема обогащения словаря имеет в развитии детей с нарушением интеллекта. Нарушения речевого развития детей, которые часто характерны для детей с нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения с окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности. Поэтому внимание к речевому развитию и общению не случайно, особенно когда речь идет о детях с интеллектуальным недоразвитием. Словарный запас таких детей не богат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли край не беден. Проблема особенно актуальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, поскольку именно эти периоды считаются особенно-важными для психического и физического развития ребенка [11]. В такой ситуации становится актуальным поиск средств и методов обогащение словаря детей с нарушением интеллекта. Использование загадок в работе с детьми с нарушением интеллекта представляется как перспективное средство. В работе с детьми разного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию [1]. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска и как следствие – обогащение словаря. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств, способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы, что также сопряжено с поиском необходимых слов и обогащением словаря [9]. Объект – процесс обогащения словаря у детей с нарушением интеллекта. Предмет – обогащение словаря детей с нарушением интеллекта посредством использования загадок. Цель исследования – оценить эффективность применения загадок как средства обогащения словаря детей с нарушением интеллекта. Задачи исследования:  На основе анализа литературы охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта;  Провести теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме развития словаря у детей с нарушением интеллекта.  Рассмотреть загадки как средство развития словаря детей в научной литературе.  Провести эмпирическое исследование эффективности применения загадок как средства обогащения словаря детей с нарушением интеллекта. Методы исследования:  теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы);  эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент); База проведения исследования. Эмпирическая работа проводилась на базе МБДОУ г. Ростов-на-Дону. Обследовано 12 детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение и список использованных источников. Список литературы включает 14 источников.

Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме обогащения словаря детей с нарушением интеллекта посредством применения загадок. Под нарушением интеллекта у детей специалисты понимают стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, связанное с нарушением работы головного мозга. Развитие словаря у детей с интеллектуальными нарушениями отличает бедность словарного запаса и неточность употребления слов, пассивный словарь у них преобладает над активным словарем, часто не сформирована структура значения слова, такие дети почти не употребляют глаголы, обозначающие способы передвижения. Кроме этого, у детей с интеллектуальными нарушениями выражена неточность употребления самых простых слов, а также отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. Словарь детей с нарушением интеллекта беден и перегружен штампами, в нем преобладают существительные с конкретным значением, в активном словаре отсутствуют слова, обозначающие признаки предмета. Загадки можно использовать как средство обогащения словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью. Загадки способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания об окружающем мире, предметах и объектах живой и неживой природы, помогают овладеть образностью слов. При разработке загадок для развития словаря детей с нарушением интеллекта педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, степень отклонений в здоровье, уровень развития и их жизненный опыт, важным аспектом является их доступность. Диагностика уровня развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью выявила его бедность у многих детей. С целью коррекционной работы были разработаны упражнения с загадками, которые имеют два направления – составление загадок и отгадывание загадок
Читать дальше
1. Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 16–18. 2. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №2. – С. 24–28. 3. Ворона В. В., Моршнева М. А. Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта // Материалы конференции «Прорывные научные исследования как двигатель науки». – 2017. – С. 116-118. 4. Воронова О.В., Колодовская Е.А. К вопросу об особенностях активного словаря у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – №38. – С. 165-172. 5. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. ‒ М.: В. Секачев, 2014. – 537 с. 6. Дерлога А.Е. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта // Современный педагогический взгляд. – 2020. – №9. – С. 11-15. 7. Екжанова Е., Стребелева Е. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. М.: Литрес, 2021. – 400с 8. Керносенко А. Ю. Формирование навыка словообразования существительных в онтогенезе // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – №.5. – С. 113-114. 9. Кожевникова А.А. Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. – Барнаул, 2021. – С. 276-280. 10. Пяткина Е. С. Проблема классификации детей с задержкой психического развития //Евразийское Научное Объединение. – 2021. – №.7. – С. 257-259. 11. Рязанова А. В. Особенности актуализации словаря младших школьников с нарушением интеллекта // Материалы конференции «Концепции устойчивого развития науки в современных условиях». – 2018. – С. 60-63. 12. Хасанова Л.Ф. Развитие речи и общения у детей с нарушением интеллекта // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы VI студенческой научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2022. – С. 290-291. 13. Хусаинова Г.А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей разного возраста с нарушением интеллекта // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017. – Т. 2. – №3. – С. 87-89. 14. Шаламова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста: сборник трудов конференции // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 287-290.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
стратегия и управление человеческими ресурсами на примере современной организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
реферат
Метафора в языке поэзии А. С. Пушкина
Количество страниц:
5
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Русская литература
курсовая работа
Разработка инвестиционной программы в организации
Количество страниц:
44
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image