Торговое обслуживание является совокупностью операций, выполняемых работниками магазина при продаже товаров. Каждое розничное торговое предприятие должно быть организовано так, чтобы покупатели могли все необходимые им товары приобрести с наименьшими затратами времени и с наибольшими удобствами (ГОСТ Р 51303-2013). Структура операций по торговому обслуживанию покупателей зависит от ассортимента товаров и его соответствия спросу покупателей, формы продажи и дополнительных услуг, предоставляемых покупателям, а также от состояния материально-технической базы магазина и других факторов.
Торговое обслуживание покупателей выполняется при осуществлении в магазинах основного торгово-технологического процесса - продажи товаров.
Объектом исследования выступало ООО «Тамерлан» универсам «ПокупАЛКО», магазин, входящий в группу под управлением супервайзера по г. Волгограда «ПокупАЛКО», находящийся по адресу г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 38а.
Режим работы – круглосуточно. Магазин очень удобно расположен для покупателей, т.к. находится внутри густонаселенного района очень близко к жилым домам и на пути покупателей на автотранспорте, движущихся их центра города в спальные районы.
Был сделан вывод, что все показатели имеют тенденцию к росту, что говорит об устойчивой работе предприятия и развитии. Хотя существует тяжелая обстановка на рынке продовольственных товаров, магазин «ПокупАЛКО» продолжает расширять свой рынок, увеличивая количество покупателей. При успешной работе предприятие смогло не только сохранить рабочие места, но и дополнительно принять на работу 24 человека, при этом магазина «ПокупАЛКО» выплачивает всем своим работникам заработную плату выше прожиточного минимума и за год она еще увеличилась.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что при увеличении выручки на 87,2,0%, себестоимость выросла на 84,3%, что говорит об эффективном управлении затратами и привело к увеличению прибыли на 110,7%, что является существенным для предприятия. Но коммерческие увеличились выросли в трое, что привело к снижению прибыли от продаж почти на 25%.
При этом, Чистая прибыль магазина «ПокупАЛКО» уменьшилась почти в пять раз.
Был сделан вывод, что магазин «ПокупАЛКО» является не эффективным с точки зрения рентабельности продаж. Чтобы выяснить причины необходимо было оценить эффективность мероприятий по стимулированию продаж и конкурентное положение на рынке.
Из первичного SWOT - анализа был сделан вывод, что основным упущениями Магазина «ПокупАЛКО» является отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации.
Основными конкурентам Магазина «ПокупАЛКО» на рынке супермаркетов г. Волгограда являются:
Сеть «Бристоль»;
Сеть «Красное и белое».
Сеть «ПокупАЛКО» не уступает конкурентам в части широты ассортимента.
Были оценены услуги Магазина «ПокупАЛКО» по 7 показателям. Оценка варьировалась от 1 до 10 по данным опроса 50 клиентов. Проведен опрос и была посчитана средняя оценка по каждому критерию.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что Магазин «ПокупАЛКО» не уступает своим основным конкурентам по большинству критериев.
Оценка существующей системы маркетинговых коммуникаций была проведена посредством анонимного опроса потребителей Магазина «ПокупАЛКО». Было опрошено 50 человек. Результатом опроса стала оценка реального корпоративного имиджа Магазина, сформированного в процессе маркетинговых коммуникаций
Был сделан вывод о неполном соответствии имиджа предприятия Магазина «ПокупАЛКО» идеальному в сознании потребителей.
Система маркетинговых коммуникаций магазина не эффективна.
Основные проблемы, выявленными в ходе анализа:
- несформированная стратегя;
- неузнаваемость фирмы.
Проанализировав планировку магазина были выявлены слабо работающие участки, куда покупатели не доходят из-за особенностей планировки или неудачного размещения товарных групп в зале. Такие зоны были определены с помощью счетчиков посетителей. Такое положение вызвано планировкой магазина и расположением касс. Слабо работающие участки находятся в самой глубине магазина и в зоне расположения столов для упаковки продуктов, где затруднен доступ к выходу покупателей. Возникновению слабо работающих участков также поспособствовало размещение на них товаров неповседневного спроса.
Оценка эффективности мерчандайзинга покупателями следующая: мерчандайзинг по второй группе товаров – алкоголные изделия – близок к идеальному и был максимально оценен. Мерчандайзинг по первой группе – безалкогольные напитки– находится на достаточно низком уровне, хотя и имеет положительную динамику.
Был сделан вывод о том, что даже наличие мерчендайзеров в организационной структуре торговой сети «ПокупАЛКО» и существенных положительных тенденций, в данной сфере существует достаточно много направлений для оптимизации использования мерчандайзинга.
Были разработаны основные направления совершенствования стимулирования продаж в розничной торговле магазина «ПокупАЛКО» предложены:
- оптимальное распределение товаров на группы от их позиционирования и мотивации покупателя на основе АВС – анализа;
- совершенствование технологической планировки и выкладки на основании мерчендайзингового подхода.
По мерчендайзингу позиционирование товара – это действие по достижению благоприятного положение товара в сознании целевой группы потребителей.
Был сделан вывод, что благодаря мероприятиям привлекательность магазина выросла существенно, заметен приток посетителей, а время, проведенное в магазине, увеличилось более чем в полтора раза.
Предложенные мероприятия вызовут рост выручку на 23,5%, прибыль более чем в пять раз, а рентабельность до 7,7%. Рассчитанные показатели свидетельствует о высокой эффективности внедрения мерчендайзинга магазине «ПокупАЛКО».