Введение…………………………………………………………………………3 1. Место хорового искусства в музыкальной культуре XX века …………...6 1.1. Русская хоровая культура XX века……………………………………...6 1.2. Ведущие вокально-хоровые школы XX века…………………………...9 1.3. Основные образные и жанровые особенности хоровой музыки XX века………………………………………………..13 2. Воплощение образа Родины в хоровых произведениях русских композиторов XX века……………………………………………………...18 2.1. Особенности воплощения русской природы в хоре «Сосна» C. Танеева и С. Рахманинова …………………………………18 2.2. Патриотические кантаты С. Прокофьева……………………………….20 2.3. Образы Родины в хоровых произведениях В. Шебалина……………..24 2.4. Воплощение образа Родины в хоровых произведениях Д. Шостаковича ………………………………………………………….27 2.5. «Пять хоров без сопровождения» Г. Свиридова……………………….34 Заключение...…………………………………………………………………41 Список литературы…………………………………………………………..43 Приложение 1………………………………………………………………..46 Приложение 2………………………………………………………………..48

Образ Родины в хоровом творчестве русских композиторов 20 века

дипломная работа
Искусство
42 страниц
97% уникальность
2023 год
21 просмотров
анна к.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………3 1. Место хорового искусства в музыкальной культуре XX века …………...6 1.1. Русская хоровая культура XX века……………………………………...6 1.2. Ведущие вокально-хоровые школы XX века…………………………...9 1.3. Основные образные и жанровые особенности хоровой музыки XX века………………………………………………..13 2. Воплощение образа Родины в хоровых произведениях русских композиторов XX века……………………………………………………...18 2.1. Особенности воплощения русской природы в хоре «Сосна» C. Танеева и С. Рахманинова …………………………………18 2.2. Патриотические кантаты С. Прокофьева……………………………….20 2.3. Образы Родины в хоровых произведениях В. Шебалина……………..24 2.4. Воплощение образа Родины в хоровых произведениях Д. Шостаковича ………………………………………………………….27 2.5. «Пять хоров без сопровождения» Г. Свиридова……………………….34 Заключение...…………………………………………………………………41 Список литературы…………………………………………………………..43 Приложение 1………………………………………………………………..46 Приложение 2………………………………………………………………..48
Читать дальше
Хоровое искусство – одно из важнейших составляющих музыкальной культуры. Оно является действенным фактором развития творческих возможностей человека, выступает средством приобщения к богатейшему историческому наследию страны, формирует патриотизм, духовно-нравственные ориентиры и идеалы, желание участвовать в культурном процветании Родины. В современной социокультурной сфере наблюдается стремительное развитие телекоммуникационных технологий и средств массовой информации, что влечет за собой так называемое «информационное загрязнение». Поэтому, многие музыкальные произведения приобрели низкий художественный уровень. Нередко подрастающее поколение и молодежь не могут отличить истинное искусство от «подделки». В результате развития информационного общества многие музыкальные ценности оказались утеряны. Именно по этой причине многие исследователи в последние годы испытывают повышенный интерес к традиционным, классическим видам искусства, особенно к хоровому творчеству, и в частности, к его основам, истории, к определению роли и места в художественной культуре России. В современном обществе наблюдается возрождение интереса к хоровым истокам. Все это происходит оттого, что хоровое пение, как и хоровое искусство, – своеобразный «национальный генетический код», имеющий свои глубокие традиции. В хоровом искусстве изначально заложены гуманистические идеи, влияющие на сохранение нации и направленные на сохранение ее культурного наследия для будущих поколений.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по инвестициям. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


Хоровое искусство сегодня – это часть традиций русского народа. В связи с этим, в отечественных трудах искусствоведов оно рассматривалось как проявление истоков народной культуры. Поэтому, хоровое искусство является олицетворением нашей Родины: ее природы, традиций, истории, быта и т.д. Новизна и актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что культурологические, социологические и музыковедческие исследования создают предпосылки для более глубокого анализа произведений хорового искусства, и, в частности, раскрытия образов Родины в хоровых произведениях композиторов XX века, какие стилистические приемы и средства музыкальной выразительности, они для этого применяли в своих хоровых произведениях. Вопросы традиции хорового пения нашли отражение в работах Н.С. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции», Л.Н. Романова «Культурологические аспекты крещения Руси» и др. История хоровой культуры и хоровой педагогики изучены в трудах В.Д. Булгакова «Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия», К.Ф. Никольской-Береговой «Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века.». Работы С.А. Казачкова «О вокально–хоровой фразировке: беседы в форме рондо», К.Б. Птица «Очерки по технике дирижирования хором», Г. А. Дмитревского «Хороведение и управление хором» B.JI Живова «Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика», Паисова Ю.И. «Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории жанра» наиболее полно отражают специфику вокально-хорового воспитания, хорового стиля, практики работы с хором. Проблемы патриотического воспитания средствами хоровой музыки были озвучены в трудах В.Г. Соколова «Работа с детским хором», К.Д. Ушинского «Избранные педагогические произведения», Б.В. Асафьева «О хоровом искусстве» С.В. Попова, В.Н. Сорока-Росинского и других авторов. К сожалению, работ, посвященных раскрытию образа Родины в хоровых произведениях, с точки зрения стилистического своеобразия, как уже говорилось выше, практически нет. Цель данной работы – выявить стилистические особенности раскрытия образа Родины в хоровых произведениях русских и советских композиторов XX века. Задачи исследования: 1. Рассмотреть русскую хоровую культуру XX века. 2. Дать характеристику ведущим вокально-хоровым школам XX века. 3. Изучить жанровые и образные особенности хоровой музыки XX века. 4. Рассмотреть стилистические аспекты раскрытия образа Родины в хоровых произведениях русских и советских композиторов XX века на примере произведений С. Танеева, С. Прокофьева, С. Рахманинова, В. Шебалина, Д. Шостаковича, Г. Свиридова. Методами данного исследования явились анализ искусствоведческой и культурологической литературы по теме работы, а также синтез, сравнение и обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Практическая значимость: работа может быть использована в качестве методического пособия для преподавателей хоровых дисциплин в ДМШ и ДШИ, а также в учреждениях среднего профессионального образования.

Читать дальше
Хоровая культура XX века – это достаточно широкий пласт музыкальной культуры. На протяжении всего века он претерпевала различные преобразования: в начале века – это классические, духовные произведения, а уже после революции – это уже уход от духовных произведений и акцент на массовую песню. Все эти преобразования происходили в виду исторических событий, которые и делали хоровую культуру таковой. Но тем не менее, композиторы создавали свои хоровые произведения, не забывая в той или иной мере раскрыть образ Родины. Этот образ они видели в русской природе, в народных песнях, в исторических событиях, происходивших в России на протяжении всего века. В 90-х годах произошел спад хоровой культуры. И уже к концу XX-XXI века началось ее возрождение. Что касается жанровых особенностей, то, как уже говорилось выше, хоровое искусство на протяжении XX века претерпело массу преобразований. В начале века – еще была популярна духовная музыка и романсовая. После 1917 года и практически до 60-70- х годов – преобладание советской массовой песни, пропагандирующая строительство коммунизма и «веру в светлое будущее». Духовная музыка была под запретом. И только в начале XXI началось ее возрождение. В этот период были популярны обработки народных песен, а также народные песни тогда еще союзных республик. Творчество советских композиторов подвергалось цензуре, поэтому они и создавали хоровые произведения, соответствующие веяниям того периода. В 60-70-х годах композиторы обращаются уже к масштабным хоровым произведениям. Ими были созданы и кантаты, и оратории, и хоровые циклы. В этих произведениях композиторы старались при помощи разнообразных приемов хорового изложения, составов хора выразить «симфонизм» в хоровой музыке. И зачастую им это удавалось. Многие советские композиторы обращались к хоровому жанру в своих произведениях. На протяжении XX столетия было создано не мало шедевров хоровой музыки – это и хоровые миниатюры, и оратории, и кантаты, и хоровые циклы. Но в каждом из этих произведениях композиторы отражали образы Родины при помощи различных музыкальных средств: динамика, соотношение голосов, мелодика и т.д. Каждый из композиторов делал это по-своему, но делал это достаточно профессионально, подчеркивая и не теряя при этом смыслового содержания литературного текста. Ведь образ Родины – это достаточно «широкое» понятие: это может быть и народная песня, элементы и мелодику которой композиторы применяли в своих произведениях, и историческое прошлое нашей Родины, о котором они рассказывали в своих произведениях при помощи «музыкального языка», и образы русской природы, которые они «рисовали» при помощи музыкально-выразительных средств. Поэтому на современном этапе можно увидеть, что происходит возрождение хорового искусства. И наше задача его сохранять и развивать.
Читать дальше
1. Александрова Е. Режиссер работает с хором / Е. Александрова. — М.: Культурная Революция, 2013. — 200 с. 2. Бодишевская Н.Н. История зарубежного хорового искусства: учебно-методические материалы./ Н.Н. Бодишевская– Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012.–104 с. 3. Булгаков В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия: Учеб. пособие./ В. Д. Булгаков– Казань: Изд-во Казан, гос. акад. Культуры и искусств, 2001.– 71 с. 4. Гринченко И.В. Хоровая миниатюра в отечественной музыке второй половины ХХ века // Фундаментальные исследования. – РГК им. С.В. Рахманинова, Ростов-на Дону, 2014. – № 9-6. – С. 1364-1369 5. Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века/ Н.С. Гуляницкая– М.; Языки славянской культуры, 2002.– 432 с. 6. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором : элементар. курс : учеб. пособие для вузов / Г. А. Дмитревский. – Изд. 3-е, испр. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2007. – 111 с. 7. Живов BJI. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика : учеб, пособие для студ. выспт. учеб, заведений / В.Л. Живов. — М.: Владос, 2003. – 272 с. 8. Казачков, С. А. О вокально–хоровой фразировке : беседы в форме рондо / С. А. Казачков. – Казань : Изд–во Казан. консерватории, 2001. – 48 с. 9. Крылова А.В. Вокальный цикл // Вопросы теории и истории жанра: лекции по курсу «Анализ музыкальных произведений» / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1988. – 48 с., С. 28. 10. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века./ К. Ф. Никольская-Береговская –М.: Владос, 2003. – 304 с., 11. Ольховская В.И. Д.Д. Шостакович. Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия. Методическое пособие для студентов дирижерско-хоровых отделений профессиональных образовательных учреждений. / В.И. Ольховская. –г. Пушкино, МО, 2016–27 с. 12. Паисов Ю. И. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70 – 80-х годов) // Музыкальный современник: вып. 6. – М.: Музыка, 1987. – С. 201 – 242. 13. Паисов Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории жанра./ Ю.И. Паисов - М., Советский композитор, 1991.–280 с. 14. Памяти Н. М. Данилина. Письма. Воспоминания / Сост. и ред. А. Наумов. М., 1987. – 312 с. 15. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором / К.Б. Птица. — 2-е изд. — М.: Изд-во Моск, консерватории, 2010.–188 с. 16. Романов Л. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки) / Религии Мира. История и современность. Статьи. – М., 1989. – С. 176-190 17. Скобелева О. В. История русской хоровой музыки: Учебное пособие./ Скобелева О. В. – Ялта, 2016. – С. 111 18. Соколов В.Г. Работа с детским хором./ В.Г. Соколов– Москва, 1981. – 35 с. 19. Тимофеева А.А. Тема Родины в хоровом творчестве Г. Свиридова.// XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей / отв. ред. Д.А. Погонышев., – Ч. 3. Искусство. Дизайн. Архитектура. Музыка. Культура. Философия. Социология. – Нижневартовск: НВГУ, 2019. – С. 260-261 20. Усова И.М. Хоровая литература: учебное пособие. 2-е изд. доп. / И.М. Усова. - М.: Музыка, 1988. - 207 с. 21. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 284 с. 22. Хакимова А.Х. Хор a capella (историко-стетические и теоретические вопросы жанра). /А.Х. Хакимова– Ташкент, «Фан» академия наук республики Узбекистан, 1992 – 157 с. 23. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм./ В. Н. Холопова– СПб.: «Лань», 2010.–368 с. 24. Швецова О.Ю. Взаимодействие музыкального и поэтического ритма в хоровой музыке: проблема анализа // Культура и искусство. – 2017. – № 8. – С. 1–12. URL: https://www.nbpublish.com/library_read_ article.php?id=23756/ (дата обращения: 29.01.2023). 25. Щедрин Р. Творчество // Вестник композитора. – Вып. 1. – М., 1973. – С .47.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Инновационные процессы в туристском бизнесе и гостеприимстве на примере ООО "СФЕРА"
Количество страниц:
40
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
«Организация карьерного консультирования для занятого населения»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Месторождения полезных ископаемых стран Каспия и как они влияют на экологическую обстановку
Количество страниц:
40
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image