1. В прошлом в России параллельно с уголовно-процессуальным законодательством была разработана правовая блокада, которая вводит особый порядок привлечения к уголовной ответственности относительно широкого круга лиц. Такое законодательство было неэффективным и мешало работе правоохранительных органов.
2. Специфика процедуры в отношении определенных групп людей должна рассматриваться как ряд исключительных правовых норм, регулирующих конкретную процедуру подготовки процессуальных и следственных мероприятий в отношении или с участием определенной законом категории граждан. Глава 52 УПК РФ содержит специальные нормы, не подлежащие широкому толкованию. Особые правила должны быть стабильными, их нельзя часто менять в силу их необычности.
3. Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц является проявлением диверсификации формы уголовного судопроизводства в сторону его осложнения в связи с важностью вопросов, входящих в сферу их служебных обязанностей, и необходимостью создания специального правового механизма, который гарантировал бы независимость волеизъявления при принятии решений, вытекающих из интереса к услуге.
Обеспечение права на защиту и адвокатскую независимость являются неотъемлемой частью правового государства. Одним из показателей эффективного функционирования адвокатского сообщества является гарантированное право на сопровождение адвокатом оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Особенности осуществления в отношении адвокатов оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий заключаются в том, что адвокаты обладают определенными правами и обязанностями. В соответствии с законодательством РФ адвокат может быть приглашен и присутствовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также считывать протоколы допросов своих клиентов и нести юридическую ответственность в случае нарушения законодательства РФ в ходе следственных действий.
Обеспечение прав адвоката при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий – это необходимость и законодательный обязательство для специалистов правоохранительных органов. Соблюдение следователями и оперативными сотрудниками законодательных норм, уважение принципа профессиональной тайны взаимоотношений адвоката и его клиента являются неотъемлемыми элементами законности и правового государства.
Обязательность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с соблюдением прав адвокатов также является гарантией обеспечения конституционных прав подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту которых, к тому же, в праве вызывать адвоката. Таким образом, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с участием адвоката обязательно и необходимо, исходя из принципов законности и правового государства.
Важно отметить, что продуктивный режим работы адвоката в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий может быть достигнут, только когда оперативные сотрудники и следователи предоставляют адвокату возможность выполнять свои профессиональные обязанности. Данный подход сулит путь к эффективному сотрудничеству между сторонами, способствует качественному рассмотрению уголовного дела и сближению в понимании правовой поддержки каждой из сторон.
Таким образом, необходимость соблюдения прав адвокатов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий составляет важный элемент гарантии законности и справедливости.Это является показателем эффективности функционирования адвокатского сообщества и правоохранительных органов. Соблюдение законодательных норм и уважение принципа профессиональной тайны адвоката – это ключевые элементы обеспечения гарантированных прав и свобод граждан в РФ.
Работа адвокатов – это не только представление интересов клиентов, но и защита своих прав и свобод, включая право на производство по уголовным делам. Несмотря на это, существует проблема необоснованного присвоения адвокатам статуса свидетеля или обвиняемого в уголовном производстве. В этой статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются адвокаты в уголовном производстве, и пути их решения.
Первой проблемой является неправомерное ограничение права на переписку и телефонные звонки адвокатов с клиентами. Это может привести к проблемам в сборе необходимой информации и к возможности нарушения процессуальных прав клиентов. Решением этой проблемы может стать более точное определение категорий информации, которые могут быть ограничены для адвокатов и тесное взаимодействие адвокатов с органами следствия и суда.
Второй проблемой является необходимость обеспечения адвокатов доступом к материалам уголовного дела, что является одним из наиболее важных процессуальных прав адвоката. Но зачастую адвокатам отказывают в доступе к материалам на основании их секретности, что часто является неправомерным. Решением этой проблемы может стать более точное определение категорий информации, которые имеют право на ограничение доступа адвокатов, и увеличение роли адвоката в определении необходимости ограничения доступа.
Третьей проблемой является возможность включения адвоката в качестве соучастника или обвиняемого в уголовном производстве, что приводит к нарушению процессуальных прав адвоката и негативно сказывается на репутации профессии. Решением этой проблемы может стать более точное определение категорий деятельности адвоката, которые не могут быть рассмотрены как соучастие или содействие в преступлении, а также увеличение роли адвоката в определении необходимости его участия в уголовном производстве.
В целом, эти проблемы являются негативными факторами, снижающими эффективность и качество уголовного производства в отношении адвокатов, а также негативно влияющими на репутацию профессии. Их решение требует не только законодательных мер, но и более глубокого анализа и сотрудничества между органами следствия, суда и адвокатами. Только в этом случае можно говорить о поддержании и укреплении правовой защиты граждан.
Наделение большого числа лиц иммунитетами является не исключением из принципа равенства, а его нарушением. В связи с этим необходимо исключить из перечня специальных субъектов, установленного ч. 1 ст. 447 УПК РФ, следующих лиц:
1) арбитражных и присяжных заседателей;
2) зарегистрированных кандидатов в депутаты. Государственной' Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты и депутатов законодательных (представительных) органов > государственной власти субъектов РФ;
3) депутатов, членов выборного органа местного самоуправления; выборных должностных лиц органа местного самоуправления;
4) зарегистрированного кандидата в Президенты РФ и Президента РФ; прекратившего исполнение своих полномочий;
5) Уполномоченного по правам человека в РФ;
6) адвокатов:
4. Иммунитет в уголовном судопроизводстве гарантирует независимость их носителей. Однако иммунитет не может быть неограниченным. В связи с этим в законе следует четко прописать принцип действия иммунитета: установить особый порядок производства по ч. 1 ст. 447 УПК РФ отдельных категорий лиц исключительно за правонарушения, связанные с исполнением ими своих полномочий и на период осуществления соответствующих полномочий.
5. Особый порядок производства в отношении отдельных категорий лиц, определяемый главой 52 УПК РФ, составляют:
а) особенности возбуждения уголовного дела (ст. 448 УПК РФ);
б) особый порядок задержания (ст. 449 УПК РФ);
в) избрание меры пресечения в виде заключения > под стражу и производство отдельных следственных действий (ст. 450 УПК РФ);
г) особенности направления уголовного дела в суд (ст. ст. 451, 452 УПК РФ).
6. Уголовное преследование отдельных категорий лиц начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (ст. 448 УПК РФ) либо с момента задержания лица с особым правовым статусом.
Если дело возбуждено по факту совершения преступления и впоследствии было установлено, что к его совершению причастно лицо, обладающее иммунитетом, то привлечение этого лица в качестве обвиняемого является преобразованием уголовного дела в качественно иную форму процессуальной деятельности. - в виде обвинительного заключения.
Ключевыми составляющими уголовного преследования лиц с особым правовым статусом в досудебном производстве являются:
а) принятие решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица при наличии повода и основания;
б) производство следственных действий, направленных на получение обвинительных доказательств;
в) избрание предусмотренных законом мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого;
г) участие в качестве обвиняемого, если по факту преступления возбуждено уголовное дело.
7. Существующий сложный порядок привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности (несмотря на исключение заключения суда) неэффективен и требует существенного изменения законодательства.