Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации в технологическом образовании «Большая профориентация»............................................................5
1.1 Анализ литературы по проблеме ранней профориентации в образовательном процессе …................................................................................5
1.2 Особенности организации ранней профориентации в технологическом образовании...............................................................................8
Глава 2. Методические аспекты ранней профориентации в технологическом образовании «Большая профориентация» ….....................................................16
2.1. Методические рекомендации по ранней профориентации в технологическом образовании..............................................................16
2.2. Разработка конспекта урока по ранней профориентации в технологическом образовании «Большая профориентация» …........20
Заключение.............................................................................................................27Список использованной литературы …..............................................................30
Читать дальше
В заключение вышеизложенного можно сказать, что ранняя профориентация дошкольников является важным условием их дальнейшего профессионального самоопределения и построения успешной трудовой карьеры.
При этом ранняя профориентация детей дошкольного возраста представляет собой систему мероприятий, нацеленных на определение индивидуальных особенностей, интересов и талантов у детей с целью оказания им помощи в выборе профессии, наиболее соответствующей их способностям.
Проблема ранней профориентации дошкольников является важнейшей задачей, которая стоит перед обществом. Многие дети сегодня подходят к выбору будущей профессии неосознанно, ориентируясь на примеры родителей, друзей, знаменитых людей, общественные установки, финансовые возможности семьи и т.д. Это связано с тем, что у детей нет объективной и развернутой информации о существующих профессиях, о перспективах работы в той или иной области, о степени востребованности определенных специальностей на рынке труда и т.д.
Поэтому чем быстрее дети определятся с выбором будущей профессии, чем больше разнообразных знаний, умений и навыков получат дети, тем более грамотно и рационально они будут распоряжаться своими возможностями и адекватно оценивать свои силы.
Для успешного формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к трудовой деятельности необходимо создать специальные психолого-педагогические условия развития ранней профориентации, которые будут мотивировать детей на освоение трудовых умений в разнообразных видах деятельности и познакомят их с миром профессий.
Основными психолого-педагогическими условиями организации процесса ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста являются: создание развивающей предметно-пространственной среды профессиональной направленности; обогащение материально-технического обеспечения профессиональной направленности, необходимых дошкольникам для ознакомления с различными видами профессиональной деятельности; организация процесса ранней профориентации детей, используя различные виды детской деятельности (игры, чтение художественной литературы, беседы и т.д.); социальное партнерство с предприятиями различных сфер деятельности для организации экскурсий и проведения встреч с представителями различных профессий; активное сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах ранней профориентации; проведение методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности воспитателей в осуществлении ранней профориентации дошкольников.
Одним из существенных условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста является оптимальная организация предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ необходимо выстраивать так, чтобы помочь дошкольникам развивать свои таланты, склонности, интересы.
Развивающая среда должна мотивировать проявление детьми самостоятельности, инициативности, творчества и т. д. При проектировании развивающей предметно-развивающей среды с целью ранней профориентации необходимо придерживаться ряда принципов: насыщенности, трансформируемости, доступности. Группу целесообразно разделить на центры активности, которые организованы на базе интеграции содержания и видов деятельности.
В ходе исследования нами рассмотрен педагогический опыт таких специалистов, как: Антоновой М.В., Козловой С.А., Выготского Л.С., Кондрашова В.П.
В ходе своей педагогической деятельности данные авторы применяли в своей практике такие формы и методы по ранней профориентации детей, как метод проектов, сюжетно-ролевые игры, информационно-коммуникационные технологии, чтение художественной литературы, создание предметно-развивающей среды и т. д.
На основании изученного опыта нами был разработаны методические рекомендации направленные на развитие профориентации и предложен конспект урока направленный на профориентацию.
Читать дальше
1. Антонова М. В. Ранняя профориентация как элемент социально коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 93–96.
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека. [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Смысл; Эксмо, 2020. –1136 с.
3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. — М., 2018. — 156 с.
4. Комарова, Т. С. Информационно — коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 170 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во Николаев, 2004 — с.68.
6. Корнилова М. Н., Николаева А. В. Изучение проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста// Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — С. 87–90;
7. Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. C. 105–113.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. No 1155, 2013. – с.2.
9. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2013. — 45 с.
10. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — с. 54–56.
Читать дальше