Введение 3
1. Теоретические аспекты регулирования государственного долга 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Виды государственного долга 9
1.3. Методики регулирования государственного долга 11
2. Анализ государственного долга в Российской Федерации 15
2.1. Состояние внутреннего и внешнего государственного долга в Российской Федерации 15
2.2. Влияние показателей государственного долга на экономическую безопасность Российской Федерации 22
2.3. Пути снижения государственного долга Российской Федерации 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение 1 33
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Государственный долг – это очень важный показатель во всей экономической системе, так как его снижение или же увеличение оказывает непосредственное влияние на функционирование экономики государства. Хотелось бы отметить, что задолженность оказывает положительное влияние, которое связано с увеличением темпа экономического роста страны, а также негативное влияние, при этом, образовывая активный отток ресурсов из экономики государства, направленных на погашение различных займов.
В целом, под государственным долгом принято понимать сумму всех непогашенных на некоторый момент времени различных долговых обязательств государства перед юридическими и физическими лицами, другими странами, международными организациями, прочими субъектами современного международного права, также включая все начисленные по ним штрафы, пени и проценты, обязательства по различным предоставленным государственным гарантиям.
Иначе говоря, государственный долг – это финансовые средства, которые корпорации или граждане одолжили государству, к примеру, открыв брокерский счет, а также купив государственные облигации, именуемые в РФ – облигации федерального займа (ОФЗ); также госдолг – это привлеченные различные заемные средства прочих стран, международных кредиторов (дополнительные источники финансирования для оплаты расходов государственного бюджета).
Ключевой причиной формирования и роста размеров госдолга можно назвать необходимость финансирования дефицита бюджета государства за счет займов (внешних и внутренних). Размер долга считается в государственном денежном эквиваленте или же в валюте, которая равноценна национальной. Для более точного сравнения долг указывается в процентном соотношении от валового внутреннего продукта (ВВП).
В зависимости от вида валюты или того, кто является кредитором, государственный долг подразделяют на:
1) внешний – обязательства перед кредиторами в лице других государств, частных инвесторов, иностранных компаний, выражается в иностранной валюте (чаще в долларах США);
2) внутренний – обязательства перед кредиторами в лице физических, юридических лиц, отечественными фондами (выражается в местной валюте).
Нельзя отрицать и негативные последствия, присущие госдолгу помимо «долговой ямы» будущих поколений, например, уменьшение запасов капитала страны; возникновение «финансовых пирамид», когда погашение старых займов подразумевает необходимость новых; вытеснение частных инвестиций; сокращении основного капитала страны в целом.
Пик государственного долга в России пришелся на 1998 г. (146,4% ВВП). В настоящее время показатели государственного долга России поддерживается примерно на определенном уровне 20-25 %.
На основе результатов анализа институциональных основ обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации, выявлено, что определение в законодательстве Российской Федерации необходимости обеспечения долговой устойчивости государства как цели государственной долговой политики, установление долгосрочных предельных значений показателей долговой устойчивости, дополнительная регламентация методов управления государственным долгом, а также установление требований к управлению долгом государственного сектора позволит посредством совершенствования институциональных основ повысить долговую устойчивость Российской Федерации.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3823.
2. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 721 «Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета» (ред. от 13.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 34. – Ст. 4450.
3. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. – 2018. – №1 (43). – С. 57-60.
4. Бабич И.В. Методы управления государственным долгом // Вестник СГСЭУ. – 2020. – №5. – С. 120-132.
5. Борщ Л.М. Финансовая безопасность российской финансовой системы: современные вызовы и угрозы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – №1 (58). – С. 5-18.
6. Буянова М.Э. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы / М.Э. Буянова, Е.С. Рассказов // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2019. – Т.21, № 2. – С. 19-33.
7. Воробьева Е.И. Финансовая безопасность национальной экономики / Е.И. Воробьева, Ю.М. Дененберг // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 1 (54). – С. 5-15.
8. Галигузов И.В. Экономическая безопасность: угрозы, анализ и выводы // Скиф. – 2022. – №6 (70). – С. 470-481.
9. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. – М.: ЧеРо, 2022. – 404 с.
10. Джинджолия А.О. Развитие методов и инструментов управления государственным (муниципальным) долгом // Вестник науки и образования. – 2019. – №9-1 (63). – С. 1-5.
11. Дурманов И.И. Современное состояние государственного долга России: аналитический обзор // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №1-1. – С. 87-92.
12. Лазарова Л.Б. Финансовый кризис и тенденции в политике управления государственным внутренним долгом в России // Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – №1. – С. 305-308.
13. Ложечко А.С. Государственные кредиты Российской Федерации: проблемы теории и практики // Финансы и кредит. – 2018. – №3 (771). – С. 522-576.
14. Мараренко Г.В. Повышение долговой устойчивости Российской Федерации. Диссертация [Электронный ресурс] – URL: https://www.dissercat.com/content/povyshenie-dolgovoi-ustoichivosti-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 18.06.2023).
15. Матюшкин Д.А. Анализ состояния государственного долга Российской Федерации // Вестник науки. – 2022. – №5 (50). – С. 99-110.
16. МВФ спрогнозировал рост госдолга России до четверти ВВП [Электронный ресурс] – URL: https://www.uralinform.ru/ (дата обращения: 18.06.2023).
17. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – URL: www.minfin.ru (дата обращения 18.06.2023)
18. Попов Ю.А. Причины возникновения и актуальные методики регулирования государственного долга // Вектор экономики. – 2022. – №5 (71). – С. 73-75.
19. Смирнов Д.А. Государственный долг и налоги как финансовые инструменты бюджетной политики государства: анализ основных концепций // Гуманитарные и юридические исследования. – 2018. – №3. – С. 180-185.
20. Харченко В.А. Актуальные аспекты функционирования муниципального кредита // SCIENCE TIME. – 2020. – №2 (38). – С. 363-368.
Читать дальше