Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования органов государственной власти субъектов РФ 5
1.1. Понятие государственной власти и ее значение 5
1.2. Система органов государственной власти РФ 8
Глава 2. Характеристика органов государственной власти субъектов РФ и их значение в современных условиях 14
2.1. Конституционно-правовой статус органов государственной власти субъектов РФ 14
2.2. Основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Читать дальше
Государственное управление можно определить как исполнительную деятельность, служащую практической организации различных социальных процессов в обществе. Менеджмент здесь является исполнительной деятельностью, так как в основном направлен на исполнение и реализацию различных законов и иных нормативных актов. Хочется отметить, что основные задачи государственного управления постоянно совершенствуются по различным классификационным признакам. Можно сказать, что определенная федеративная форма территориального устройства нашей страны сегодня определяет разделение всего комплекса ее государственных органов на 2 определенные системы, а также наличие различных федеральных органов власти и некоторых государственных органов, входящих в состав субъекты Российской Федерации, относительно независимые друг от друга. Конституция Российской Федерации гласит, что государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды.
Все эти органы независимы, что означает отсутствие взаимного вмешательства в деятельность любого из них. В федеральных делах государственную власть осуществляют государственные органы, назначаемые ими в соответствии с положениями конституционного строя. Образование и обучение, а также деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти различных субъектов регулируются Конституцией Российской Федерации, действующими федеральными законами, Конституцией, Уставами субъектов, различными законами и иными законами. Действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает конкретной системы государственных органов разных субъектов. Это дает всем актерам свободу определять их. То есть установленная система различных органов государственной власти республик и краев, а также областей и городов федерального значения, автономной области и нескольких автономных округов создается самостоятельно субъектами Федерации России в строгом соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а также некоторые общие принципы организации исполнительной и представительной власти, установленные федеральным законом.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления относятся: законодательное регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации и их работников в сфере местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению совместной деятельности между Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и работников органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с федеральным законом.
В связи с этим в действующей Конституции Российской Федерации выделяются отдельные вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, а также вопросы, отнесенные к общему ведению Федерации и ее субъектов.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 14.03.2020) // Российская газета, 25.12.1993 г., N 237.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.12.2021 г., N 52, (часть I) ст. 8973.
3. Федеральный Конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 06.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 1997, N 1, ст. 1.
4. Федеральный Конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 06.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 9.11.2020 г., N 45, ст. 7061.
5. Алимов А.М. Анализ правового статуса органов исполнительной власти РФ И субъектов РФ на сегодняшний день: Т. 2 / А.М. Алимов // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. - № 6 (18). – с. 17-27.
6. Аллаярова Э.С. Государственный контроль за органами местного самоуправления / Э.С. Аллаярова // Форум молодых ученых. – 2021. - № 10 (62). – с. 10-20.
7. Батчаев Д.Р. Роль федеральных органов государственной власти в развитии органа исполнительной власти субъекта РФ / Д.Р. Батчаев // Теория и практика современной науки. – 2020. - № 1 (55). – с. 88-92.
8. Братановский С.Н. Конституционное право России: учебное пособие / С.Н. Братановский, О.Г. Остапец; под ред. С.Н. Братановского. – М.: Директ-Медиа, 2022. – с. 692.
9. Ведяшкин С.В. Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ / С.В. Ведяшкин, А.В. Илюшин // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2019. - № 31. – с. 53-62.
10. Войтович В.Ю. Конституционное право России: учебное пособие / В.Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2020. – с. 216.
11. Грудинин Н.С. Конституционное право России: методические указания / Н.С. Грудинин. – Владимир: Аркаим, 2019. – с. 72.
12. Максимова С.Н. Конституционное право России: учебное пособие / С.Н. Максимова. – Иркутск: Издательский дом БГУ, 2021. – с. 66.
13. Маслак И.Н. Государственный контроль в сфере местного самоуправления / И.Н. Маслак, А. С. Архиреева // Научный электронный журнал меридиан. – 2020. - № 1 (35). – с. 21-23.
14. Метлицкий А.С. Государственный контроль за органами местного самоуправления: Т. 1 / А.С. Метлицкий // Аллея науки. – 2022. - № 5 (68). – с. 463-472.
15. Репин А.А. Особенности правового регулирования федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ / А.А. Репин // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. - № 10. – с. 421-426.
16. Трусов Н.А. Основы конституционного права России: учебное пособие / Н.А. Трусов. - М.: Директ-Медиа, 2021. – с. 120.
17. Чоба Е.Н. К вопросу взаимодействия исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов РФ / Е.Н. Чоба, А.В. Процай // Тенденции развития науки и образования. – 2022. - № 81-5. – с. 102-107.
18. Щеглова Е.С. Основные модели структуры органов исполнительной власти субъекта РФ: Т. 1 / Е.С. Щеглова // Аллея науки. – 2021. - № 3 (54). – с. 376-379.
Читать дальше