Рассмотрено понятие конфликта в психолого–педагогической литературе. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В конфликте обязательно действуют две стороны, проявляющие несовместимые интересы, цели или взгляды, причём у одной из сторон возникает желание так или иначе, но с выгодой для себя изменить поведение другой стороны, в результате чего первый субъект начинает действовать против другого, в ущерб ему. Важно отметить, что возникает конфликт только при наличии коммуникативного контакта и на его базе, то есть участник конфликта должен выразить свое отношение (позицию) к предмету разногласий или к своему противнику физически (позой, действием) или вербально.
Конфликт на малом предприятии рассматривается как форма проявления обострившихся субъект–субъектных противоречий, возникающих в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательных отношений, создающего негативный психологический и эмоциональный фон общения, предполагающий столкновение конфликтующих сторон, заинтересованных в ликвидации его причин. Под «конфликтом» следует понимать столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Проанализировав основные подходы к концепции определения понятий, мы можем определить основные свойства конфликта: наличие противоречий, различия между интересами, ценностями, целями, мотивациями, ролями субъектов; оппозиция, конфронтация субъектов конфликта, желание навредить противнику; негативные эмоции и чувства друг к другу в качестве фоновых характеристик конфликтного взаимодействия. Важно отметить, что конфликт как явление возникает там, где присутствуют два и более субъекта взаимодействия. К основным элементам конфликта относят: объект, субъект, причины, содержание конфликтной ситуации, ее последствия, условия, способствующие разрешению конфликта. Причины конфликта могут быть различного характера: экономические, социальные, организационные, личностные и т.д. Содержание конфликтной ситуации включает в себя причины конфликта, которые могут быть не только внутренними, но и внешними. Последствия конфликта могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Управление конфликтными ситуациями на малом предприятии – это процесс взаимодействия с сотрудниками, цель которого заключается в устранении причин конфликта и изменении поведения сторон в соответствии с принятыми нормами. В зависимости от вида конфликтной ситуации выделяют несколько видов управления конфликтами в организациях. Методы разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Методы конфликта предполагает активность обоих сторон и основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Проведенное исследование показало, что имеется тесная взаимосвязь между выбором такого стиля поведения в конфликте как «приспособление» и уровнем рефлексивности. Следовательно, чем выше уровень рефлексивности, тем чаще выбирается стиль приспособления. Также зафиксирована тесная взаимосвязь между выбором такого стиля поведения в конфликте как «сотрудничество» и уровнем рефлексивности. Следовательно, чем выше уровень рефлексивности, тем чаще выбирается стиль сотрудничества. Высокий уровень рефлексивности указывают на высокую адаптацию и самооценку, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию, позитивное отношение к себе.