Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы роли эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков……………………………...6
1.1. Определение понятия "эмоциональная сфера"..............................................6
1.2 Роль эмоций в формировании профессиональных интересов и предпочтений у подростков………………………………………………………7
1.3. Роль эмоций в процессе принятия решений о выборе профессии……………………………….………………………………………...8
Глава 2. Эмоциональная сфера и профессиональное самоопределение подростков: эмпирическое исследование………………………………………10
2.1. Диагностический инструментарий для исследования эмоциональной сфера и профессионального самоопределение подростков…………………..10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Читать дальше
Эмоциональная сфера играет важную роль в процессе профессионального самоопределения подростков. Интересы, мотивация и потребности подростков в выборе будущей профессии тесно связаны с их эмоциональным состоянием и психологическими особенностями личности.
Различные методики работы с эмоциональной сферой (опросники, проективные тесты, тренинги) используются для выявления интересов, потребностей и мотивации подростков в отношении выбора профессии. Однако, важно помнить о том, что каждый подросток является уникальным и имеет свои индивидуальные особенности.[21, c. 101]
Педагоги и специалисты, работающие с подростками, могут использовать разнообразные методики работы с эмоциональной сферой для достижения наилучших результатов. При этом необходимо создавать комфортную атмосферу доверия и уважения, слушать и понимать подростка, объяснять цель и задачи каждой методики и учитывать индивидуальные особенности подростка.
В процессе анализа литературы было выявлено, что эмоциональная сфера подростков может влиять на многие аспекты профессионального самоопределения. Например, чувства удовлетворения или неудовлетворения от текущей учебы могут повлиять на мотивацию к выбору определенной профессии. Ощущение стабильности и уверенности в своих способностях также может оказаться важным фактором при выборе будущей профессии.
Кроме того, эмоции могут влиять на оценку рисков и возможностей, связанных с конкретной профессией. Например, некоторые подростки могут избегать профессий, которые кажутся им страшными или вызывающими неприятные чувства, даже если эти профессии соответствуют их интересам и способностям.
Одним из выводов, полученных в ходе анализа литературы, является то, что важность эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков может быть недооценена в школьной и университетской практике. В силу того, что эмоциональные аспекты не являются объектом прямого изучения в учебных планах и программе обучения, многие педагоги и родители могут ограничиваться только объективными факторами при выборе профессии для своих детей.
Другим важным выводом является то, что понимание эмоциональной составляющей самоопределения может помочь подросткам сделать осознанный выбор профессии, который будет соответствовать их личностным чертам и потребностям. Например, если подросток знает, что ему нравится работать с людьми и помогать им, он может выбрать профессию врача или социального работника.
Успешная профориентационная работа помогает подросткам осознать свои потребности, интересы и желания в отношении будущей профессии. Результаты диагностики позволяют подростку сделать осознанный выбор и чувствовать себя увереннее в выбранном направлении.
Исследование роли эмоциональной сферы в профессиональном самоопределении подростков показало, что эмоциональное состояние и психологические особенности личности тесно связаны с интересами, мотивацией и потребностями подростков в выборе будущей профессии.
В работе с подростками необходимо создавать комфортную атмосферу доверия и уважения, активно слушать и понимать их, объяснять цель и задачи каждой методики и учитывать индивидуальные особенности каждого подростка. При этом использование комплексного подхода позволяет достичь наилучших результатов.
Успешная профориентация помогает подросткам осознать свои потребности, интересы и желания в отношении будущей профессии, сделать осознанный выбор и чувствовать себя увереннее в выбранном направлении. Это является важным фактором для личностного развития подростков и успешной реализации их профессиональных планов в будущем.
Читать дальше
1. Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 10
2. Афанасьева, И.С. (2016). Профессиональное самоопределение и эмоциональный интеллект у подростков. Москва: Феникс, 110 с.
3. Белова, Е.Ю. (2018). Роль эмоций в профессиональном самоопределении подростков. Воронеж: Научная книга, 92 с.
4. Беляева, О.А. (2020). Роль эмоциональной сферы в формировании мотивации профессионального самоопределения старшеклассников. Казань: Издательство Казанского университета, 68 с.
5. Воронова, И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / И. О. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 110-111
6. Данилова, Н.О. (2017). Эмоции и социальное средство самоопределения подростков. Самара: Офорт, 64 с.
7. Герасимова, Е.А. (2015). Роль семьи в развитии эмоциональной сферы и профессиональном самоопределении подростков. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 96 с.
8. Григорьева, Е.А. (2015). Влияние состояния эмоциональной сферы на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Москва: Академический Проект, 90 с.
9. Жукова, А.В. (2019). Эмоции и профессиональное самоопределение подростка. Санкт-Петербург: Речь, 128 с.
10. Загорская, О.В., & Шеина, О.А. (2020). Эмоциональная регуляция и профессиональное самоопределение школьников. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 17(1), 78-86.
11. Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований : избранные научные статьи. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c.
12. Коваленко, Т.Г. (2020). Развитие эмоциональной сферы и профессиональное самоопределение учащихся старших классов. Краснодар: Новый Кубанский Университет, 88 с.
13. Кондратьев, А.Н. (2017). Психологические аспекты профессионального самоопределения подростков: роль эмоциональной сферы. Москва: Академический Проект, 116 с.
14. Лебедева, О.Н. (2019). Психологические механизмы формирования профессионального самосознания подростков. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 142 с.
15. Михайлова, Л.С. (2020). Эмоциональная составляющая процесса профессионального самоопределения учащихся. Владивосток: Дальневосточный университет, 72 с.
16. Новикова Е.А. "Эмоциональная сфера и профессиональное самоопределение подростков" (2019) -314 с.
17. Орлова Ю.С. "Эмоциональные аспекты профессионального самоопределения и выбора карьеры старшеклассников" (2016). - 118 с.
18. Петрова С.А. "Взаимосвязь эмоциональной сферы и профессионального самоопределения подростков" (2017). - 82 с.
19. Полянская И.А. "Эмоциональная сфера и выбор профессии у подростков" (2017). - 76 с.
20. Селиванова О.В. "Роль эмоциональной сферы в формировании профессионального самоопределения подростков" (2018) -215 с.
21. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001
22. Файзулаев, A.A. Понятие мотива личности / A.A. Файзулаев // Психол. журн. 1985. - №4. - С. 87 - 96.
23. Ханиткова М.В. "Эмоциональная составляющая профессионального самоопределения подростков и ее коррекция" (2016). - 80 с.
24. Шамсутдинов, Р. С. Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе / Р. С. Шамсутдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 346-348
25. Шестернева Н.А. "Формирование профессиональных интересов учащихся на основе развития эмоциональной сферы личности" (2020). - 76 с.
Читать дальше