Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Государственная служба — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая осуществляется благодаря государственным служащим. Она является системой правоотношений, регулируемых как административно-правовыми нормами, так и нормами других отраслей права, включая международное, конституционное, муниципальное, трудовое, финансовое, гражданское, уголовное.
Государственный служащий — это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ. Его публично-правовой статус включает следующие составляющие элементы: права, обязанности, ограничения, гарантии, поощрения, денежное содержание, пенсионное обеспечение и ответственность.
Права государственного служащего делят три группы:
1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
2) права, которые способствуют выполнению служебных обязанностей;
3) права, которые содействуют усилению должностной активности государственного служащего.
Основные обязанности государственных служащих связаны:
1) соблюдение законности;
2) обеспечение прав и законных интересов граждан;
3) исполнение приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);
4) соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;
5) своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;
6) хранение государственной и служебной тайны.
Резюмируя проведённое исследование развития современной системы государственной службы, важно подчеркнуть несколько ключевых моментов развития рассмотренной системы. Во-первых, это само установление системы государственной службы. Во-вторых, это принятые меры по противодействию коррупции, которые оказали влияние на развитие публично-правового статуса государственных служащих. В-третьих, это закрепление положений о государственной гражданской службе как модельных для других видов службы в той мере, в какой это допустимо специальным законом о виде государственной службы.
К числу правовых средств противодействия коррупции относятся:
1) испытание при поступлении на государственную службу;
2) аттестация государственных служащих;
3) квалификационный экзамен;
4) отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения «конфликта интересов»;
5) налоговый контроль имущественного положения государственного служащего и членов его семьи;
6) режим служебной дисциплины на государственной службе.
Таким образом, даже поверхностный анализ публично-правового статуса государственного служащего даёт основание предположить, что трудовые права и обязанности составляют значительную его часть. Так как действие норм, образующих публично-правовой институт государственной службы, направлено, прежде всего, на установление публично-правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что их публично-правовой статус – один из основных компонентов правового института государственной службы. Публично-правовой статус государственных служащих — это содержание служебных правоотношений. С изменением служебных правоотношений изменяется и публично-правовой статус государственных служащих (например, увольнение или отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию).
Статус государственных служащих – это некоторая комплексная система, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении видов государственных служащих и уровней государственной службы (федеральная, в субъектах РФ). Горизонтальное деление указывает на направления государственной службы (архивная служба, служба безопасности, дипломатическая).
Статус различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, такими как: Федеральный закон №2202-1 от 17.01.1992 г. (ред. от 29.12.2022 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023 г.), Федеральным закон № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (с изм. от 29.12.2022 г.) «О федеральной службе безопасности» и т. д.