ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 5
1.1 Понятие и классификация экстремальных и чрезвычайных ситуаций 5
1.2 Особенности профессиональной деятельности в экстремальных условиях 7
1.3 Психологические характеристики, важные для успешной деятельности в экстремальных условиях 13
1.4 Методы исследования особенностей психоэмоционального состояния и стратегий совладания в экстремальных условиях 16
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ У СОТРУДНИКОВ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ 19
2.1 Методика и организация исследования психоэмоционального состояния и стратегий совладания 19
2.2 Результаты исследования особенностей психоэмоционального состояния и стратегий совладания с экстремальными условиями 20
2.3 Выводы и рекомендации на основе проведенного исследования 21
Выводы по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
В рамках данной курсовой работы были изучены основные аспекты экстремальных условий и их влияние на профессиональную деятельность. Были рассмотрены определения и классификации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, а также понятия экстремальной и чрезвычайной ситуации. Рассмотрение данных понятий позволило получить общее представление об экстремальных условиях и их важности для профессиональной деятельности.
Было определено, что деятельность в экстремальных условиях подразумевает особые условия и ситуации, где профессионалы сталкиваются с риском для жизни, здоровья и благополучия. Такая работа характеризуется повышенным уровнем стресса, физической и психологической нагрузкой, а также неопределенностью.
Определенные профессии подвержены деятельности в экстремальных условиях, включая спасателей и пожарных, военнослужащих, горноспасателей и альпинистов, дайверов и подводных спасателей, пилотов и экипажи воздушных судов, а также медицинский персонал, работающий в зонах бедствия. Тем не менее, существуют и другие профессии, которые могут столкнуться с экстремальными ситуациями в своей деятельности.
Для успешной деятельности в экстремальных условиях необходимо обладать определенными психологическими характеристиками, такими как эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, решительность и уверенность, гибкость и адаптивность, коммуникативные навыки, а также постоянное самосовершенствование. Эти характеристики помогают профессионалам эффективно функционировать, принимать решения и справляться с вызовами, связанными с экстремальными условиями.
В работе были рассмотрены методы исследования особенностей психоэмоционального состояния и стратегий совладания в экстремальных условиях. Для изучения данных аспектов используются различные методы, такие как анкетирование, интервью, наблюдение и психологические тесты. Эти методы позволяют получить информацию о психологическом состоянии специалистов и их стратегиях совладания с экстремальными условиями.
В целом, проведенное исследование подтвердило, что профессиональная деятельность в экстремальных условиях требует от специалистов особых качеств и навыков. Успешное функционирование в таких условиях зависит от психологической подготовки, обучения и поддержки специалистов. Эффективные стратегии справления с стрессом и адаптации помогают повысить безопасность и эффективность работы в экстремальных условиях.
Для дальнейших исследований рекомендуется углубить изучение конкретных профессий, подверженных деятельности в экстремальных условиях, и анализировать их психологические особенности и стратегии совладания. Также стоит обратить внимание на разработку и оценку программ подготовки и поддержки специалистов, работающих в экстремальных условиях, с целью повышения их эффективности и благополучия.
В целом, изучение особенностей профессиональной деятельности в экстремальных условиях важно для понимания требований и вызовов, с которыми сталкиваются специалисты. Это позволяет разрабатывать эффективные подходы к подготовке и поддержке профессионалов, а также повышать безопасность и эффективность работы в экстремальных условиях.
Читать дальше
1. Билан, М. А. Культурные и этнические особенности переживания экстремальных ситуаций : учебное пособие / М. А. Билан, О. А. Браун. – Кемерово : КемГУ, [б. г.]. – Часть 1 – 2023.
2. Вассерман, Л.И. Стресс и совладание в экстремальных условиях: теория и практика / Л.И. Вассерман, В.А. Мышляков // М.: Наука. – 2009. – С. 88-94.
3. Дмитриева, Т.В. Современные подходы к изучению стресса и стратегий совладания / Т.В. Дмитриева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Том 7. – №1. – С. 83-97.
4. Козырев, С.А. Профессиональное выгорание и стратегии совладания / С.А. Козырев, М.В. Егорова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №4. – С. 65-72.
5. Коломинский, Я.Л. Психоэмоциональное состояние и стратегии совладания в экстремальных условиях / Я.Л. Коломинский, В.И. Ромашенко // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 120-129.
6. Кривцова, Социальная работа в экстремальных ситуациях : учебное пособие / Кривцова, В. Е. . – Кемерово : КемГУ, 2021. – ISBN ISBN978-5- 8353-2826-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/233366 (дата обращения: 09.06.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Лазарус, Р. С. Психология стресса и совладания / Р. С. Лазарус, С. Фолкман // М.: Независимая фирма «Класс». – 2006. – С. 47-52.
8. Морозов, С.М. Психология экстремальных профессий / С.М. Морозов // СПб.: Речь. – 2008. – С. 60-65.
9. Попова, Н.Н. Профессиональное выгорание сотрудников аварийно-спасательных служб / Н.Н. Попова // Социальная психология и общество. – 2012. – №1. – С. 105-114.
10. Порфирьев Б. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации. Москва: Наука, 1991. 136 с.
11. Сироткин, А.В. Психология экстремальных ситуаций / А.В. Сироткин // СПб.: Речь. – 2010. – С. 109-114.
12. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварий на ЧАЭС //Психологический журнал. 1994. Том 15. No 5. С. 67–77.
13. Холмогорова, А.Б. Психология стресса и методы психологического корректирования / А.Б. Холмогорова // М.: Издательство МГУ. – 2006. – С. 75-79.
14. Черниговская, Т. В. Нейропсихология памяти / Т. В. Черниговская // СПб.: Питер. – 2012. – С. 176-180.
15. Чувин Б. Т. Человек в экстремальной ситуации: учеб. пособие / Б. Т. Чувин – Изд. 2-е, доп. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2019. – с. 10
16. Шойгу, Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей редакцией Ю. С. Шойгу. Москва: Смысл, 2007.
Читать дальше