Игральные карты – это многовариантная игровая система, которая образует как множество видов карточных игр, так и множество комбинаций в рамках одной игры. Игровой процесс, организованный с помощью игральных карт, происходит в определенных пространственно-временных рамках по различным правилам и сам по себе является ценным и азартным действием. В целом карточные игры можно разделить на азартные, в которых результат зависит от случая и непременно связан с денежным выигрышем, а игровой процесс относится к сфере эмоционального, аффективного поведения; коммерческий, результат которого зависит от уровня знания правил, стратегии игры и меньше ориентирован на выигрыш денег; гадание как способ предсказания различных событий; пасьянс как интеллектуальная задача, приносящая нематериальное удовлетворение.
Для русского человека карты и карточная игра как раньше так и сейчас является частью жизни. Поэтому эта тема не могла обойти внимание писателей и поэтов, которые отображают в своих произведениях явления действительности. Тема карточной игры (прямо или косвенно) присутствует в трудах многих авторов, которые так или иначе ее осмысляют и преобразовывают в своих произведениях. Благодаря большому числу карточных игр и их классификации, для автора существовало больше разнообразия тем, а для читателя в наше время не всегда является возможным разобраться в произведении где присутствует карточная игра, без прочтения специальной литературы. В 19 веке карточные игры были весьма популярны благодаря исторической ситуации сложившейся тогда, поэтому мы так часто встречаем их на страницах произведений написанных в то время.
Распространение карточных игр было тесно вязано с европеизацией жизни и обычаев русской аристократии, которая распространялась из центра в провинцию, из высших слоев в низшие: в первой четверти XVIII века аристократия была мобилизована на выполнение высших полномочий и под их неусыпным владычеством не имела достаточно свободного времени или финансовые ресурсы были недоступны. В период правления Петра I неразрывная внутренняя и внешняя трансформация русской аристократии сместилась в сторону последней. Аристократия приобрела черты праздного сословия, воспроизводя рыцарские идеалы Средневековья, которые в Западной Европе уже уходили в прошлое. Благодаря усилению крепостного права, государственной поддержке и освобождению от обязательной службы дворяне смогли использовать избыток свободного времени и жизненных сил для создания комфортной и приятной субкультуры.
Государственная власть настойчиво пыталась оградить опору престола от разорительных карточных игр. Однако цепочка указов и распоряжений, дублирующих и подтверждающих друг друга, свидетельствовала о невозможности действенного воздействия на прочное вхождение карточного стежка в быт дворянства. От полного запрета государство в течение XVIII века постепенно перешло к снисходительному отношению к знатным игрокам, смягчению наказаний и выборочному их применению, если игра была связана с мошенничеством, содержанием игорного дома или иным преступления (например, хищение государственных средств).
В дворянской среде в той или иной форме всегда существовало критическое отношение к карточной игре, как к нерациональному использованию материальных средств и времени; показатель поверхностной «образованности»; суррогат социальной и личной активности; безнравственность, при наличии очень тяжелых бытовых условий и материального положения основной массы населения. В отличие от поведенческих норм, сложившихся в социальной элите, представители интеллектуальной элиты стремились наполнить свою жизнь духовным содержанием и общественно значимой деятельностью. Показательна в этом отношении цифра JI.H. Толстой, в жизни которого внешнее и праздничное положение в обществе болезненно и благодаря глубокой внутренней работе сменилось осознанием своего истинного предназначения. «Играющий человек» XVIII века потерпел поражение, хотя и не окончательно, от «творческого человека» XIX века.
На протяжении XIX века тиражировались духовные и материальные составляющие дворянской субкультуры, создавая основу для «срединной» городской культуры. Поскольку господствующее дворянство не переставало демонстрировать все новые и новые примеры расточительного и праздного образа жизни, возможность подняться в собственном и общественном мнении стала пониматься как причастность к каким-либо элементам престижного культурно-бытового образа жизни. , будь то нормы поведения, одежда, бытовые условия, формы досуга, карточная игра и т. д. Подобно дворянству 18 в., представители недворянских городских слоев, как с соответствующими материальными возможностями (купцы), так и без их (крестьяне-отходники, формирующийся пролетариат), в XIX веке стремились дистанцироваться от своего традиционного образа и воспроизвести эти внешние элементы русской версии европейской культуры.
В заключение следует отметить, что попытки рассмотреть карточные игры в контексте восприятия российским обществом различных аспектов западного культурного опыта позволяют выявить схожие процессы в современной российской действительности, где "окно в Европу" вновь "открылось" после длительного периода культурной изоляции. Такие изменения, как изменение мировоззрения, освобождение игрового инстинкта, возрастающая роль досуга, создание индустрии развлечений и растущая роль потребления роскоши, обнаруживают много параллелей с последствиями модернизации России в XVIII и XIX веках. Сфера досуга и потребительской деятельности, которая начала масштабно расширять свое пространство существования с формированием индустриального общества, сегодня является важнейшей чертой современной популярной культуры.