ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Эмоциональный интеллект: понятие и структура 5
1.2 Основы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте 9
1.3 Связь эмоционального интеллекта и психологической готовности к школе 12
1.4 Роль родителей и педагогов в развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста 14
1.5 Организация методов исследования 17
1.6 Этапы внедрения и использования методов развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста на практике 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Актуальные методы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 22
2.2 Результаты проведённых тестирований детей 5-7 лет для определения эмоционального интеллекта 26
2.3 Описание и анализ результатов после применения методов развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, описание их психологической готовности к школе 33
2.4 Психологическая готовность дошкольников к школе, ее структура и диагностика 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 40
3.1 Организационные моменты для работы с детьми дошкольного возраста в рамках развития эмоционального интеллекта 40
3.2 Педагогические стратегии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 43
3.3 Приемы работы с эмоциональными состояниями воспитанников дошкольного учреждения 47
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Читать дальше
В рамках данной дипломной работы были изучены основные принципы развития эмоционального интеллекта дошкольников и его влияние на психологическую готовность к школе.
В работе были рассмотрены теоретические основы понятия эмоционального интеллекта, а также проведен анализ литературы по данной проблеме. Были изучены методы и технологии развития эмоционального интеллекта в дошкольных учреждениях.
В дипломной работе было проведено исследование, целью которого было определение влияния развития эмоционального интеллекта дошкольников на их психологическую готовность к школе. В ходе исследования были получены следующие результаты:
- Развитие эмоционального интеллекта имеет положительный эффект на психологическую готовность дошкольников к школе.
- Дети, у которых развит эмоциональный интеллект, более уверенно и успешно адаптируются к новым условиям, благодаря лучшей саморегуляции, уменьшению стрессовых и конфликтных ситуаций, лучшему усвоению знаний.
- Родители и воспитатели играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта дошкольников.
В целом, проведенное исследование показало, что развитие эмоционального интеллекта дошкольников является важным элементом психологической готовности к школе. Тестирование позволило выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей в возрасте от 5 до 7 лет, а также показало необходимость применения коррекционной работы и методик развития эмоционального интеллекта для увеличения этого уровня.
После реализации коррекционной работы и методик развития эмоционального интеллекта дошкольников со стороны преподавателя можно сделать вывод, что такие методики улучшают уровень развития эмоционального интеллекта у детей. Как показали результаты тестирования, умение описывать свои чувства, понимание и проявление сочувствия, проявление позитивной реакции на критику, умение реагировать на эмоциональное состояние других людей и умение проявлять эмпатию улучшились у детей на определенный процент.
В итоге, результаты исследования подтверждают не только значимость эмоционального интеллекта для психологической готовности дошкольников к школе, но и эффективность коррекционной работы и методик развития эмоционального интеллекта. Таким образом, применение этих методик является важным шагом на пути повышения качества психологической готовности дошкольников к школе. Обучение детей, как управлять своими эмоциями и чувствами, а также умение разрешать конфликты конструктивным путем - это важные навыки, которые могут существенно повлиять на успех ребенка в школе и в дальнейшей жизни.
Исходя из проведенного исследования, можно говорить о том, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является значимой составляющей психологической готовности к школе. От этого зависит дальнейший успех и адаптация ребенка в новых условиях. Родители и воспитатели должны помогать детям развивать эмоциональный интеллект, создавая подходящие условия и обеспечивая надлежащую поддержку и подход к воспитанию. Все поставленные цели и задачи дипломной работы выполнены в полном объёме
Читать дальше
. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. - С. 288.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78 - 86.
3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - С. 14 - 20.
4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 24 - 31.
5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - С. 216.
6. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - № 4. - С. 12 - 14.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №1 - С. 12 - 20.
8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. - С. 207.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62 - 68.
10. Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом // «Удмуртский университет», 2001 - С. 304.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. // М.: Смысл, Эксмо, 2005. - С. 512.
12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. // М.: Педагогика, 1982. - 401 с. 13.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. - М.: АСТ, 2014. - С. 96.
14. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 304.
15. Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций. - 2012. - № 6. - С. 85 - 93.
16. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - С. 511.
17. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004. - С. 288.
18. Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. - 2012. - № 1 (29). - С. 53 - 58.
19. Краткий психологический словарь. // Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - С. 431.
20. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. // Ярославль: Академия развития, 1996. - С. 208.
21. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11. - С. 546 - 550.
22. Курышева И. В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. - М.: Вентана Граф, 2007. - С. 137.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - С. 320.
Читать дальше