Введение 3 Глава 1. Христианская антропология в мировой философии начала XX века 11 Глава 2. Реконструкция христианской антропологии Дж. Р. Р. Толкина 31 2.1. Литературные труды и взгляды на творчество Дж. Р. Р. Толкина 31 2.2. Основные категории христианской антропологии Дж. Р. Р. Толкина 40 2.3. Проблема смысла жизни человека в антропологии Дж. Р.Р. Толкина 45 2.4. Прочтение антропологии Дж. Р.Р. Толкина в зарубежной гуманитарной традиции 51 Заключение 54 Список использованной литературы 56

Христианская антропология в творчестве Дж.Р.Р.Толкина

дипломная работа
Философия
55 страниц
96% уникальность
2023 год
4 просмотров
Дьяков С.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Христианская антропология в мировой философии начала XX века 11 Глава 2. Реконструкция христианской антропологии Дж. Р. Р. Толкина 31 2.1. Литературные труды и взгляды на творчество Дж. Р. Р. Толкина 31 2.2. Основные категории христианской антропологии Дж. Р. Р. Толкина 40 2.3. Проблема смысла жизни человека в антропологии Дж. Р.Р. Толкина 45 2.4. Прочтение антропологии Дж. Р.Р. Толкина в зарубежной гуманитарной традиции 51 Заключение 54 Список использованной литературы 56
Читать дальше
За последние пятьдесят лет наблюдается значительный рост литературы и исследований, посвященных различным аспектам творчества Дж.Р.Р. Толкина. В этом огромном объеме работ можно выделить некоторые произведения, которые, несомненно, вызвали бы у самого Толкина возмущение. Одним из ярких примеров может служить высказывание Ли Д. Росси из его книги «Политика фэнтэзи: К.


На нашем сайте можно заказать работы любого типа.


.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин». В своей книге Росси комментирует сцену с Саммат Науром и утверждает: "Толкин в этот момент, который играет центральную роль во всей трилогии, выражает явный пессимизм по отношению к человеческой природе и политической активности. Он сомневается в эффективности человеческих действий в решении фундаментальных проблем, стоящих перед человечеством" (Ли Д. Росси). Безусловно, такое пессимистическое толкование природы человека, какое могут представлять авторы, подобные Росси, вызывает сомнение. Их уверенность в глубине понимания авторского творчества, чувств и мировоззрения выглядит несколько неоправданнной, и они часто предлагают своим читателям явные искажения. Многие из этих авторов представляются не заинтересованными в тщательном проникновении в голос самого Толкина и истинные источники его мировоззрения. Кажется, что они уже имеют "очевидное" представление об этом еще до начала исследования. Джон Рональд Руэл Толкин, знаменитый писатель прошлого века, остается одним из величайших литературных гениев, но его творчество остается недостаточно понятым. Причина этого непонимания заключается в том, что многие критики исследуют его работы, обращая внимание на различные аспекты, но при этом упускают его глубокие религиозные корни, которые имеют ключевое значение для полного понимания его произведений. Толкин был человеком глубокой веры, и его христианская религия пронизывает каждую страничку его миров. Эта связь между его творчеством и его верой является неотъемлемой и неразрывной. Однако многие критики и исследователи либо не обращают должного внимания на этот аспект, либо не могут адекватно оценить его важность. Понимание религиозных и философско-антропологических идей, которые пронизывают произведения Толкина, является неотъемлемой частью осмысления его наследия. Он сам отмечал, что его творчество имеет религиозные и католические основания, и это стало для него осознанным выбором в процессе работы над произведениями, включая "Властелина Колец". К сожалению, мало кто обращает должное внимание на религиозную размерность его творчества. Причина редкого принятия и адекватного понимания религиозного аспекта в произведении "Властелин Колец" может быть связана с общим кризисом веры в современном западном мире, в рамках которого и находятся большинство авторов, пишущих о Толкине. Многие из них не являются христианами или не считают себя полностью верующими, что отражается на их восприятии и исследовании христианства как системы верований и взглядов, которую можно изучать и анализировать "научным" образом, и они не обращают достаточного внимания на его глубокое влияние на творчество Толкина. Полное понимание, в том числе с точки зрения философской антропологии, Толкина требует учета истинных источников его мировоззрения и его глубокой веры. Только в этом случае мы можем приблизиться к истинной сути его произведений и оценить их по достоинству. В одном из писем, адресованном его другу и священнику Роберту Муррею, Толкин ясно указывает на религиозные и католические основания своего произведения "Властелин Колец". Он признает, что хотя эти основания возникли неосознанно, в процессе работы над произведением он сознательно укоренил их в его сюжете и тематике. Это письмо подтверждает значимость религиозных корней в творчестве Толкина и его намерение включить их в свои произведения. Важно отметить, что эта религиозная основа является ключевым аспектом для полного понимания и оценки "Властелина Колец". Толкин осознанно внес в произведение глубокие религиозные и католические мотивы, которые придают ему дополнительную глубину и значимость. Некоторые исследователи и читатели оспаривают это утверждение Толкина, утверждая, что "Властелин Колец" может быть рассмотрен как христианская книга с языческими элементами. Однако сам Толкин ясно выражал свое отрицание аллегорий и неоднократно отвергал возможность рассматривать свою работу как чистую аллегорию. Цитируя Т. Шиппи, оппонента данного утверждения Толкина, которого он процитировал в своей книге "Дж.Р.Р. Толкин: автор столетия", можно сказать, что это только одна точка зрения, которая не совпадает с мнением самого Толкина. Конечно, следует отметить, что восприятие религиозных аспектов может быть различным у разных авторов, и некоторые могут успешно улавливать и адекватно понимать религиозную глубину и суть, заложенные Толкином в его произведения. В итоге, каждый автор имеет свое собственное понимание и толкование, и важно уважать разнообразие взглядов и интерпретаций, одновременно обращая внимание на самого Толкина и его религиозные корни, которые имеют фундаментальное значение для полного понимания его творчества [30;174]. В современном мире наблюдается разнообразие вероисповеданий и мировоззрений, и многие авторы предпочитают изучать и анализировать религиозные аспекты с точки зрения научного подхода и исследования. Это может привести к некоторому недостатку в глубоком понимании и ценности христианско-антропологических аспектов в творчестве Толкина, так как такие авторы могут упускать или недооценивать их фундаментальное значение. В дискуссиях о "христианской" литературе необходимо четко понимать, что речь идет не только о произведениях, где явно упоминаются Христос и Церковь (чего в творчестве Толкина мало), и не только о произведениях, где явно присутствуют христианские аллюзии (хотя они присутствуют, но в небольшом объеме). Речь идет также о произведениях, где всё пронизано светом веры в Христа, светом красоты и истины, который Он приносит. Это, вероятно, самое сложное достижение, так как требует преобразования жизни самого автора этим светом. Книги Толкина не могут быть ограничены узкими рамками "детской литературы". Напротив, они притягивают людей разного возраста и доставляют им истинное наслаждение и удовлетворение. Однако некоторые христиане относятся к этому интересу с некоторой настороженностью: может быть, в этой волшебной истории скрыты отрицательные влияния, которые могут быть несовместимы с верой? В этой работе нам хотелось бы показать, что произведения Толкина представляют собой глубокое христианское творчество. Они безопасно передают читателю ценности, на которых основана христианская антропология. История исследований творчества профессора Толкина насчитывает вот уже седьмое десятилетие. Еще в 1960 г. в университете Иллинойса (США) филолог C. Вейт защитил первую диссертацию по Толкину. В дальнейшем произведения Толкина стали на Западе популярным предметом исследования у специалистов-гуманитариев. Были опубликованы как литературоведческие и критические работы, так и разнообразная справочная литература по Средиземью. Среди них энциклопедия с иллюстрациями «Толкинский бестиарий», «Атлас Средиземья» У. Фостанд, «Путеводитель по Средиземью» Р. Фостера, и даже географический атлас «Путешествия Фродо», масштабированный и снабженный уровнями высоты на картах. Наследие Толкина исследовали ряд лингвистов (например, труд Д. Аллена «Введение в эльфийский и другие языки, который включает в себя правописание имён собственных, грамматику и синтаксис Третьей Эпохи в западных областях Средиземья», монография В. Флигер «Расщеплённый свет. Логос и язык в мире Толкина», разнообразные филологические исследования норвежского лингвиста Хельге Фаускангера и др.). К изучению произведений Толкина обращались философы-структуралисты: Д. Харви («Песнь Средиземья. Темы, символы и мифы Дж.Р.Р.Толкина»), Р. Хэлмс («Мир Толкина», «Толкин и сильмариллы») и др. Книгам Толкина посвящены, кроме того, культурологические и религиоведческие исследования: С. Майзел («Миф, символ и религия во «Властелине колец»), Р. Ноэль («Мифология Средиземья») и др. Его работы очень интересны также и антропологам (к примеру, увидела свет монументальная работа К. Рокоу «Погребальные обряды в трилогии Толкина»). Творчество Толкина оказало существенное влияние на эволюцию контркультурного молодёжного движения (вместе с трудами Дж. Керуака, У. Бероуза, Г. Маркузе). Его наследие продолжает влиять на социализацию новых молодых поколений, развивая способности к альтернативным эстетикам существования (термин Мишеля Фуко), которые выходят за рамки утилитарно-инструментальной свойственной западноевропейской цивилизации парадигмы. В отечественном литературоведении, равно как и в христианской антропологии, на сегодняшний день не сформировалось единой ясной и чёткой концепции по проблеме изучения произведений Толкина как творчества, глубоко христианского по своей сути. Наличие именно этого недостатка исследований обусловило актуальность данной работы. Объектом исследования является творчество Дж. Р. Толкина, осмысленное в философском, христианском и антропологическом контекстах. К исследованию привлекается как художественная проза автора, так и его эссе, письма. Предмет исследования — выявленные и художественно воплощенные в произведениях Дж. Р. Толкина антропологические модели, осмысленные в контексте христианской духовности. Цель исследования — изучить христианско-антропологические аспекты творчества Дж. Р. Толкина. Задачи исследования: 1. Обозначить содержание и объем понятия «христианская антропология» и разграничить основополагающие принципы философской и религиозной антропологии. 2. Определить религиозные истоки антропологии Дж. Р. Толкина. 3. Реконструировать основные категории антропологии Дж. Р. Толкина. В процессе исследования данного вопроса нами были определены три главных направления, на которых особенно важно заострить внимание в контексте многообразных и сложных интерпретаций творчества Толкина. Эти акценты имеют важное и актуальное значение. В первую очередь, следует подчеркнуть, что Толкин является представителем христианской веры, и для полноценного понимания его личности и творчества необходимо учитывать его глубокую религиозную принадлежность к христианству. Раскрывая первый аспект исследования, необходимо признать, что христианство занимает значимое место в жизни и творчестве Толкина. Его вера пронизывает его произведения и является фундаментальным источником его мировоззрения. Исследователям и критикам важно осознавать этот аспект и учитывать его в контексте анализа и интерпретации произведений Толкина. Вторым акцентом нам хотелось бы обозначить необходимость учета многообразных интерпретаций творчества Толкина. Его произведения вызывают широкий спектр мнений и разнообразных толкований, и важно быть открытым к различным точкам зрения. При этом важно не утратить из виду ключевую роль христианской веры в творчестве Толкина, которая может быть недостаточно заметной или неправильно истолкованной в некоторых интерпретациях. Третья грань данного исследования состоит в стремлении к истинному пониманию личности и творчества Толкина. Это подразумевает углубленное исследование его биографии, писем, эссе и других источников, чтобы более полно и точно понять его мотивы, взгляды и ценности. Важно не только признать его христианскую веру, но и раскрыть ее влияние на его произведения и мировоззрение. В заключение, для достижения целей исследования необходимо учесть глубокую христианскую веру Толкина и ее значение в его творчестве. При этом необходимо быть открытым к разнообразным интерпретациям, но не утрачивать важности религиозной составляющей в анализе его произведений. В контексте вышеупомянутых направлений исследования, понимание Толкина как христианина и раскрытие христианских мотивов в его творчестве действительно играют существенную роль в глубоком анализе его произведений. Христианская вера и ценности пронизывают каждый аспект его литературного мира, отражаясь в его романах и сказках. Они являются неотъемлемыми фундаментальными элементами, создающими основу его повествования. Важно подчеркнуть, что сам Толкин ясно выражал свое отношение к христианству и отрицал прямую аллегоричность своих произведений. Он стремился создать мифологию, которая отражала идеи и ценности, близкие к его собственным убеждениям, но при этом не была простым отражением христианской доктрины. Толкин самостоятельно разрабатывал свой литературный мир, в котором христианские мотивы присутствуют скорее в виде общих тем и символов, чем в прямой аллегорической форме. Это позволяет читателям насладиться произведениями Толкина и одновременно толковать их в соответствии с собственными жизненными и духовными опытами. Все эти аспекты делают исследование христианско-антропологической составляющей творчества Толкина увлекательным и сложным заданием. Наша задача заключается в том, чтобы представить эти мотивы и их значимость в контексте христианской веры, учитывая разнообразие мнений и подходов к их интерпретации. Мы должны быть открытыми для обсуждения, диалога и поиска глубокого понимания, чтобы полностью оценить роль христианских мотивов в произведениях Толкина и их воздействие на читателей. Один из захватывающих аспектов исследования христианской составляющей творчества Толкина заключается в его способности вызывать живой отклик у читателей различных вероисповеданий и культур. Хотя произведения Толкина пронизаны христианскими мотивами, они также содержат универсальные темы, которые могут быть ценными и значимыми для людей с разными религиозными и мировоззренческими установками. Толкин в своих произведениях исследует вечные антропологические проблемы, такие как добро и зло, милосердие, дружба, жертвенность и сила веры. Эти ценности преодолевают границы конкретных религий и способны тронуть сердца аудитории различного круга. Читатели могут находить в его произведениях вдохновение, моральные уроки и возможность задуматься о глубоких вопросах смысла и ценности жизни. Толкин создает мир, который обращается к основополагающим аспектам человеческого бытия, независимо от конкретных верований, и предлагает читателям искреннюю возможность саморефлексии и духовного роста. Также стоит отметить, что Толкин сам был активным исследователем и преподавателем христианской теологии и философии. Его глубокие знания в этой области оказали влияние на его произведения, где он поднимает философские вопросы, связанные с существованием, духовностью и моралью. Таким образом, понимание христианских мотивов в его творчестве требует учета не только сюжетных элементов, но и более глубоких философских и религиозных аспектов. В заключение заметим, что исследование христианской составляющей творчества Толкина представляет собой интересное путешествие в мир мифов и символов, где христианские мотивы пронизывают его произведения. Важно учитывать разнообразие мнений и подходов к их интерпретации, а также стремиться к глубокому пониманию и значимости этих мотивов в контексте христианской веры и широкого культурного наследия.

Читать дальше
Таким образом, стоит отметить, что в процессе приведенного исследования мы обнаружили несколько увлекательных и важных тем, которые связаны с христианским пониманием антропологии Толкина. Творчество Толкина проникнуто глубоким духовным содержанием. В нашем исследовании мы стремились раскрыть некоторые аспекты этого содержания. Мы уверены, что произведения Толкина представляют собой ценное наследие западной христианской культуры в ее лучших проявлениях. Однако мы утверждаем с убежденностью, что ценности, пронизывающие книги Толкина (или, по крайней мере, значительную их часть), являются универсальными и отражают общехристианские ценности, важные независимо от места проживания. Толкин, как писатель, превосходит границы христианской традиции Запада и стремится к объединению различных культурных и религиозных влияний. В его произведениях прослеживается универсальность и глубина ценностей, которые привлекают читателей по всему миру. Он создает мир, где люди из разных культур и верований могут найти общие основы и взаимопонимание. История, рассказанная Толкином, отражает неотъемлемые человеческие стремления к добру, справедливости, истине и духовному росту, преодолевая географические и культурные различия. Его произведения становятся мостом между разными мирами и позволяют нам увидеть общую потребность человечества в истинных ценностях, которые превосходят границы и времена. Изучение толкиновских произведений открывает перед нами богатый мир символов и аллегорий, которые являются источником множества интерпретаций и понимания. Эти символы и аллегории, пронизывая тексты Толкина, переносят нас в глубины человеческого опыта и затрагивают универсальные темы, не ограниченные одной лишь западной христианской культурой. Толкин, как наследник христианского Запада, мастерски соединил в своих произведениях различные философские, этические и духовные элементы, создавая синтез, который преодолевает географические и культурные границы. Этот синтез видения мира понятен и близок не только западному христианству, но и христианскому Востоку. В своих книгах Толкин поднимает вопросы о добре, зле, силе дружбы и сопротивлении тьме. Эти универсальные ценности проникают через страницы его произведений и затрагивают сердца читателей по всему миру, включая Россию. Возможно, именно потому, что его история не ограничивается узкими рамками западной культуры, она находит отклик в сердцах людей, стремящихся к пониманию смысла жизни и искренне восхищающихся универсальными ценностями, что она воплощает. Толкиновские произведения приглашают нас к размышлению о глубинных вопросах и помогают нам обрести новые понимание и взгляды на мир. Они напоминают нам о важности духовной размерности жизни и призывают нас к поиску истины и света даже в самых темных временах. В этом и заключается сила и значимость книг Толкина — они вдохновляют и волнуют наши души, объединяя нас в поиске истины и укрепляя нашу веру в универсальные ценности, которые преодолевают границы времени и культур.
Читать дальше
1. Борисов А. Дж. Р. Р. Толкин: христианский миф Туманного Альбиона, 2008 – 10 с. 2. Браун В. Аспекты средневековой философии в творчестве Дж. Р. Р. Толкина: проблема света, 2015 – 10 с. 3. Браун В. Инстанция нарратора в текстах толкиновского легендариума // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/08/1585 (дата обращения: 05.06.2023). 4. Браун В. К вопросу о жанровой природе «Хоббита» Дж. Р. Р. Толкина: в мир эпоса и обратно // Вестник СПбГУ. 2013. Вып. 3 5. Браун В. Элементы метаповествования во «Властелине колец» Дж. Толкина // Вестник СПбГУ. 2017. Вып. 2 6. Второй Ватиканский собор. Конституции, Декреты, Декларации / переводы. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1992. – 573 с 7. Дарвин Ч. Сочинения / пер. С. Л. Соболя под ред. акад. В. Н. Сукачева. — М.: Изд. АН СССР, 1959. 8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: «Педагогика-пресс». 1994. – 698 с. 9. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: АСТ. 2008. – 746 с. 10. Линней К. Философия ботаники / Пер. с латин. Н. Н. Забинковой, С. В. Сапожникова, под ред. М. Э. Кирпичникова; изд. подгот. И. Е. Амлинский; АН СССР. — М. : Наука, 1989. — 456 с. 11. Мурзин Н.Н. Философия в вымышленных мирах – великий отсутствующий персонаж (на примере творчества Дж. Р. Р. Толкина) – http://vox-journal.org Выпуск 26 (июнь 2019) 12. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М.: 1979. – 456 с. 13. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / пер. с нем. А. Гаджикурбанова. М., 2004. – 568 с. 14. Послание Иоанна Павла II к людям искусства, 1999 г., русский перевод — журнал «Новая Европа: международное обозрение культуры и религии», № 13, 2000 г. 15. Религиоведение: хрест. / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2000. – 624 с. 16. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Государственное издательство политической литературы, 1989. – 574 с. 17. Толкин Дж.Р.Р., О волшебных историях, пер. Н. Прохоровой, М.:, «Прогресс»-»Гнозис», 1991. 18. Тюрго Р. Избранные философские произведения / перевод с франц. А. Шапиро,М.: Соцэкгиз, 1937. 19. Хегглунд Б. История теологии / пер. с швед. – СПб.: Светоч, 2001. – 369 с. 20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Наука» 1990. – 436 c. 21. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: «Наука», 1983. – 536 с. 22. Шелер М. Положение человека в космосе. М.: «Наука», 1990. – 476 с. 23. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. М.: «Икс-Хистори», 2015. — 480 с. 24.Gehlen A. Zur Geschichte der Anthropologie. Göttingen, 2012. 25. Fischer H. Tendenzen zur Verselbständigung der theologischen Anthropologie. – Anthropologie als Thema der Theologie. H. Fischer (Hrsg.). Göttingen, 2018. 26. Pannenberg W. Gottesgedanke und menschliche Freiheit. Göttingen, 2012. 27. Rahner K. Anthropologie, theologisch. – Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg i. Br., 1, 2016. 28. Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings. – London: Harper Collins, 2002. – 1170 p. 29. Tolkien, J.R.R. The Silmarillion. – London: Harper Collins, 2002. – 870 p. 30. Tom A. Shippey, J.R.R. Tolkien, Author of the Century, Houghton Mifflin Company, Boston < New York, 2002 , с. 174 31. Werner K. Spekulative Anthropologie vom christlich-philosophischen Standpunkte dargestellt. München, 1870. Unveränderter Nachdruck, Frankfurt/Main, 1967.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Тепловой расчет ГТУ
Количество страниц:
15
Оригинальность:
49%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Лексико-стилистические особенности PR-текстов в сфере культуры
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
волатильность ценных бумаг на фондовом рынке
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image