ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО 5
1.1. Понятие сиротство 5
1.2. Проблема сиротства в историческом контексте 7
1.3. Причины возникновения социального сиротства в современности 11
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СОЦИАЛЬНЫМИ СИРОТАМИ 16
2.1. Психолого-педагогические особенности детей – социальных сирот 16
2.2. Деятельность социального педагога по работе с социальными сиротами 20
2.3. Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей 23
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
В современном обществе проблема социального сиротства является всё более актуальной и острой, поскольку число детей-сирот постоянно увеличивается. Рост социального сиротства и увеличение числа детских домов и школ-интернатов связаны с кризисом современной семьи, который негативно сказался на детства в нашей стране. Эта проблема стала особенно острой из-за переуплотнения учреждений, предназначенных для детей-сирот.
Существует множество причин детского неблагополучия, но можно выделить несколько основных факторов. В первую очередь, это нарушение структуры и функций семьи, увеличение числа неполных и разведенных семей, а также асоциальный образ жизни некоторых семей. Также важным фактором является падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей. Нередко психоэмоциональные перегрузки взрослых людей непосредственно сказываются на детях. Кроме того, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и учреждениях также является значимой причиной детского неблагополучия.
Социальное сиротство порождает множество проблем, в том числе и лишение ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении, многих важных вещей, необходимых для полноценного развития и формирования его личности. Оставшись без родительской опеки и не получив положительного опыта семейной жизни, дети-сироты не могут создать здоровую и полноценную семью в будущем. В государственных учреждениях, где они воспитываются, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав и, таким образом, продолжая расширять поле социального сиротства.
Социальные педагоги, которые занимаются решением проблем семей и детей, а также обеспечивают выживание сирот, нуждаются в поддержке соответствующих мер социальной политики. Задача общества заключается в том, чтобы интегрировать детей в общество и обеспечить им жизненно важные навыки, которые помогут им успешно социализироваться.
Проведенное анкетирование еще раз доказало, что современное общество не готово принять проблему сиротства и не готово помочь решить его.
В итоге, можно сделать вывод, что социальное сиротство является широко распространенным явлением в нашем обществе. Его причины следует искать в отношении людей к этой проблеме. Решение этой проблемы возможно только путем объединения усилий всех членов общества.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 02.01.2000). - Справочная система Гарант.
Периодические издания
2. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М. : Молодая гвардия, 2019. - 446 с.
3. Дробышевская, Н. А. Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения / Н.А. Дробышевская // Планета - семья. - 2019. - № 1. - С. 3-6.
4. Кедярова, Р.Н. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова // Социально - педагогичекая работа. – 2020. - № 5. – С. 34-40.
5. Кулик, Л. А. Семейное воспитание : учебное пособие / Л. А. Кулик. - М. : Просвещение, 2020. - 175 с.
6. Лиханов, А. М. Дети без родителей : книга для учителя / А. М. Лиханов. - М. : Просвещение, 2020. - 272 с.
7. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия, учебное пособие / авт.-сост. и отв. ред. В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2020. – 223 с.
8. Ллойд Демоз, Психоистория / Ллойд Демоз. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 512 с.
9. Методика и технологии работы социального педагога : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М. : Академия, 2019.
10. Никандров, Н. Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания. Православие в современном обществе / Н. Д. Никандров. - Тула : Изд-во ТГПУ, 2019. – 117 с.
11. Панина, Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями / Н.А. Панина // Дефектология. - 2019. - № 1. - С. 58-62.
12. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
13. Сиротство как социальная проблема : пособие для педагогов / под. ред. Л.И. Смагиной. - Минск, 2019.
14. Сёмкина, И.А. Социальное сиротство как следствие отказа от материнства / И.А. Сёмкина // Социально-педагогическая работа. - 2020. – № 8. - С. 12-15.
15. Титова, Г. Ю. Социальная педагогика : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. Теоретические основы / Г. Ю. Титова, Н. В. Логинова. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2019. – 275 с.
16. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин ; под ред. М. С. Мацковского. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2020.
17. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова // Социально-педагогическая работа. – 2019. - № 5. - С. 24-27.
18. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. - М. : Академия, 2022. - с. 208.
Интернет источники
19. Общественная палата Российской Федерации [ Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.oprf.ru/newsblock/news/3839/chamber_news (дата обращения 20.06.2023).
Читать дальше