Введение……………….……...……..…………….…..……..………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления экономическим развитием в отраслях национальной экономики…………………………………..5
1.1. Понятие, цели, задачи и функции государственного управления экономическим развитием в отраслях национальной экономики………………..5
1.2. Нормативно-правовая база государственного управления экономическим развитием в отраслях национальной экономики…………………………………12
Глава 2. Государственное управление экономическим развитием в отраслях национальной экономики………………………………………………………….20
2.1. Методы и средства государственного управления экономическим развитием в отраслях национальной экономики…………………………………20
2.2. Механизмы государственного регулирования в отраслях национальной экономики, необходимость их применения………………………………………31
Глава 3. Государственное регулирование экономики в туристической отрасли и ее оценка…………………………………………………………………………….35
3.1. Показатели эффективности государственного регулирования туристической отрасли………………………………………………………………………………35
3.2. Регулирование развития туристической отрасли в Хабаровском крае………………………..........................................................................................40
Заключение………………….…...….....….………………………...........................44
Библиографический список ….……………............................................................47
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В настоящий период развития экономики государственное планирование играет важную роль. Субъекты хозяйствования во многом полагаются на стратегии и прогнозы государства в сфере экономики. Планирование является одной из важных государственных функций.
В ходе государственного экономического планирования принимаются следующие типы решений: принятие решений, исходя из микроэкономического характера (традиции, обычаи); принятие решений, исходя из макроэкономического характера (уровень национальной экономики).
Отметим, что существуют разные подходы к государственному планированию, которые сложились под влиянием исторических, политических и экономических факторов: индикативное (рекомендации); директивное (обязательность, централизация власти); программно-целевое (цель, финансирование); стратегическое (долгосрочное); развития территорий.
Также исторически сложилось несколько систем планирования: Азиатская; Североамериканская; Европейская.
В России получает распространение целевая, программная методология. Директивный подход существовал в СССР. Механизмы индикативного подхода в России могли бы связать планы по развитию центральных территорий, центров и регионов в России, которые на настоящий момент мало согласуются между собой.
Каждый регион в праве самостоятельно выбирать собственную стратегию развития. А также такой опыт помог бы связать интересы государства и частного сектора.
В планировании на государственном уровне в сфере экономики обычно используются следующие индикаторы: валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; индекс промышленного производства; доля сектора услуг и доля производственного сектора в структуре ВВП или ВНП; соотношение и динамика импорта и экспорта; доля прибыльных предприятий; инвестиции; иностранные инвестиции; количество хозяйствующих субъектов; доля занятого населения и уровень безработицы; уровень официальной безработицы; уровень реальной заработной платы; инфляция; уровень бюджетных расходов и доходов; структура бюджетных расходов и доходов.
Любое планирование на государственном уровне включает составление плана или программного документа.
Структура таких планов строится следующим образом: анализ ситуации за базовые периоды, оценка предыдущих планов; постановка проблем и угроз, преимуществ и перспектив; установка главной цели и подцелей; разработка конкретных задач; подбор наиболее эффективного сценария развития; исчисление показателей и составление системы индикаторов, которые будут характеризовать поставленные задачи, цели, подцели.
В аспекте содержания решений по планированию в государстве можно выделить: стратегическое содержание; тактическое содержание; оперативно-календарное содержание; бизнес-планирование.
В аспекте полноты разработки выделяют: полное планирование, которое включает все выявленные проблемы; частичное планирование, которое учитывает только определенные направления и сферы.
Российская Федерация - самая большая страна по площади в мире. Соответственно, здесь необходима развитая транспортная сеть. Особенно применяется железнодорожный транспорт, а, значит, подающим надежды туризмом является железнодорожный.
Существует множество обстоятельств, которые определяют совершенствование туристской деятельности. Благоприятные обстоятельства приводят регион или государство к позиции лидера в туризме на мировом рынке, неблагоприятные - вызывают падение туристического потока.
Воплощение в жизнь государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2025 годы дает возможность получить такие результаты:
- Образование высокой конкуренции туристского комплекса государства.
- Увеличение внутренних и въездных туристических потоков.
- Улучшение качества туристических услуг.
- Интеграция отечественного туризма в мировое туристское хозяйство.
- Увеличение части международного туристического рынка, который занимают отечественные предприятия.
- Улучшение образа Российской Федерации как страны, которая благоприятна для туристической деятельности.
- Высокий уровень совершенствования международного сотрудничества РФ в туристской области.
- Рост информированности зарубежных граждан о возможностях и преимуществах туризма в России.
Основной итог Государственной Программы - формирование целостной общегосударственной системы туризма, которая основана на выполнении туристического потенциала во всех регионах нашей страны.
Мировая практика показывает, что первейшими технологиями выступают технологии создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа, туристско-рекреационных кластеров муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального (общегосударственного) и трансграничного (международного) уровней, инновационные технологии продвижения регионов и стран на внутреннем и международном туристическом рынке, технологии научного и кадрового сопровождения туристской индустрии.
С помощью технологий, скоростных путешествий и современных процессов экономики совершается стремительное увеличение региональных и международных связей.
Для воплощения Программ необходима активная деятельность учреждений образования, которые готовят профессионалов для туристского бизнеса и которые доказывают свою конкурентоспособность.
Читать дальше
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принято главами государств -членов
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ
4. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ
5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.1996 N 132-Ф3 (последняя редакция) от 24 ноября 1996 года N 132-Ф3
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
9. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
10. Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (12 мая 2008 г.).
11. Борщевский, Г. А. Управление государственными программами и проектами : практическое пособие для вузов / Г. А. Борщевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 363 с.
12. Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
13. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
14. Бунчиков О.Н., Джуха В.М., Булгаров М.А. Организационно-экономическая эффективность деятельности субъектов производственной инфраструктуры АПК и их вклад в обеспечение продовольственной независимости региона // Московский экономический журнал. - 2020. - №10. – с. 4
15. Бунчиков О.Н., Джуха В.М., Булгаров М.А. Формирование и реализация инновационной политики государства // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 162-165.
16. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 178 с.
17. Воронов А.М., Сморчкова Л.Н. Административно-правовое регулирование экономической деятельности как фактор устойчивого развития Российской Федерации // Право и практика. 2020. № 1. С. 28
18. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
19. Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с.
20. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
21. Глазунова И.В. Формы и методы государственного регулирования: опыт административной реформы 2003 — 2010 годов // Вестник Восточно- Сибирского ин- та МВД России. 2020. № 4 (95). С. 212
22. Гришковец А.А. К вопросу об административной политике в Российской Федерации // Вестник Пермского инта ФСИН России. 2020. № 3 (38). С. 67
23. Лещенко, Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 2375-2390
24. Мезяева, Ю. С. Необходимость государственного регулирования экономики / Ю. С. Мезяева, М. В. Лащёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 320-322.
25. «Перезагрузка» туризма в Хабаровском крае привела к позитивным переменам отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hab.mk.ru/social/2022/11/14/perezagruzka-turizma-v-khabarovskom-krae-privela-k-pozitivnym-peremenam-otrasli.html (дата обращения 26.05.2023)
26. Полетавкина, Е. Р. Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности / Е. Р. Полетавкина, В. И. Королёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 433-435
27. Редкоус В.М. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (21 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА) // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-razvitiya-metodov-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-poslanii-prezidenta-rossiyskoy (дата обращения: 21.02.2023).
28. Редкоус В.М. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 21 АПРЕЛЯ 2021 Г // Закон и право. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-razvitiya-form-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-poslanii-prezidenta-rossiyskoy (дата обращения: 21.02.2023).
29. Редкоус В.М. Влияние конституционного развития на современные формы и методы административного регулирования экономической деятельности // Гос. служба и кадры. 2021. № 1. С. 21—26
30. Санкции против России [Электронный ресурс]: Медийный новостной портал «24smi.org». - URL: https://24smi.org/story/7-sankcii-protiv-rossii.html
31. Сайт Группы компаний ТБН Логистик - URL: http://www.logistic.ru/news.
32. Сайиян, К.В., Асон, Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. - 2021. -Том 4. - № 1. - С. 31-42
33. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. Е. Алпатов [и др.] ; под редакцией Г. Е. Алпатова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
Читать дальше