?>
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 6 1.1 Определение понятия общего недоразвития речи 6 1.2 Анализ готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста 13 1.3 Дидактическая игра как метод обучения грамоте 17 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием 21 2.1 Содержание и методика проведения экспериментальной работы 21 2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по обучению грамоте через дидактическую игру 27 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по применению дидактических игр 32 Заключение 34 Список литературы 38 Приложения 40

Использование дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
21% уникальность
2023 год
14 просмотров
Визгалина Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 6 1.1 Определение понятия общего недоразвития речи 6 1.2 Анализ готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста 13 1.3 Дидактическая игра как метод обучения грамоте 17 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием 21 2.1 Содержание и методика проведения экспериментальной работы 21 2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по обучению грамоте через дидактическую игру 27 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по применению дидактических игр 32 Заключение 34 Список литературы 38 Приложения 40
Читать дальше
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Задолго до изучения грамматических правил ребенок с нормой речевого развития овладевает основой нормой грамотной речи, во-первых он овладевает звуко-буквенным анализом и синтезом, и научается точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится».


Скоро сдавать и нужно заказать курсовую в Краснодаре ? Поможет Work5.


К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже с первых дней пребывания в школе возникают специфические трудности, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени возникают затруднения на всех этапах развития. Овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука, соотнесение звука с буквой, анализ и синтез слов идет медленно. Коррекция работа с детьми у которых имеются нарушения речи как правило проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Важным моментом при подготовке такого ребенка становится выбор методов обучения. Одним из самых эффективных методов является использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольника. Мы можем выделить две цели дидактической игры: одна их них –развивающая, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Нужно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали развития ребенка. Необходимо, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений (деление слов на слоги, различать строчки в тетради), хорошее развитие мелкой моторики (умели держать карандаш), навыки социализации (легко коммуницировали с другими людьми) Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Важным показателем качества речи детей, необходимым при обучении в школе является правильность, отчётливость, произношение ими всех звуков в словах. Недостаточная сформированность фонетического восприятия является одной из причин неправильного произношения звуков. Основные затруднения первоклассников в овладении чтением и письмом объясняется недостатками фонетического слуха и культурой звукопроизношения. Проблема исследования заключается в вопросе: каковы особенности использования дидактических игр на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи? Цель исследования: разработка эффективной системы дидактической игры на начальном этапе обучения грамоте. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данному вопросу, выделить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР. Определить содержание, структуру, методы и приемы использования дидактических игр. Объект исследования: процесс обучения грамоте младших дошкольников с ОНР Предмет исследования: игровые приемы, дидактических игр используемые для формирования навыков звукобуквенного анализа слов на начальном этапе обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза: Мы предполагаем, что использование дидактических игр при подготовке на начальном этапе обучения грамоте способствует более эффективной коррекционной работе. Теоретические основы исследования – вопросами изучения особенностей речи у детей с ОНР занимались: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская Методы исследования:  Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;  Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа и др.);  Качественные и количественные методы обработки экспериментальных данных. База исследования: г Москва, ГБОУ Детский Сад № 2280-4. Структура и объём курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, библиографии, заключения, приложения

Читать дальше
В результате констатирующего эксперимента у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы выявили специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте: недостаточное развитие пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, координации движений руки и плечевого пояса, фонематического слуха. На основании результатов констатирующего экспериментами были подобраны методики по улучшению состояния готовности к обучению грамоте у младших школьников исследуемой группы. Коррекционно-развивающая работа осуществлялась нами в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с применением игровых технологий. Таким образом, фронтальные логопедические занятия, в ходе которых использовались дидактические игры, создание различных игровых приемов у детей экспериментальной группы вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала. При проведении же занятий в контрольной группе трудно было удержать достаточно высокую работоспособность детей, у этих детей на выполнение более сложных заданий уходило больше времени, по сравнению с детьми экспериментальной группы, дети отвлекались, чаще ошибались, что нередко снижало интерес к занятиям. Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр, а именно, рассмотрение их как способа обучения навыкам счета, письма, чтения. Именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата. Анализ работ педагогов-исследователей, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение. Как известно, особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют: 1. Основные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия; 2. Дополнительные компоненты - сюжет, роль. 3. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. 4. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 5. Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). 6. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: В ходе изучения педагогической литературы была выявлена положительная сторона использования дидактических игр и упражнений, с целью развитию навыков звукового анализа слова используя на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; Эффективность введение комплекса дидактических игр в коррекционную работу по развитию детей с ОНР на начальном этапе обучения грамоте. Систематическое применение дидактических игр и упражнений в коррекции фонематической стороны речи ребенка показано не только для коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, но и для общего речевого развития ребенка; В ходе проведения игровых занятий по развитию речи, мелкой моторики и координации движений пальцев рук графических навыков и умений, развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги) детей младшего школьного возраста необходимо использование не только хорошо знакомого ребенку игрового материала, но и игр с элементами новизны; Дидактические игры и упражнения необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей восприятия детей. Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом. На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения. Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов. Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Главная цель нашего исследования была достигнута. Мы изучили влияние дидактической игры на эффективность обучения на начальном этапе обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Читать дальше
1. Анохин П.К. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969. -197 с. 2. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Сфера, 2018. – 256 с. 3. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., перераб. и дополн. - Л.: Медицина, 1974.- 151 с. 4. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 1. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Ринолалия, Дизартрия. - М.: Владос, 2006. - 204с. 5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. 6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2018. - 351с. 7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2007. - 387 с. 8. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. - 380с. 9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с. 10. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Диалектика, 2006. - 340 с. 11. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций.- М.: Учпедгиз, 1931. - 280 с. 12. Мастюкова Б.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска/под. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 162-175. 13. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2004. - С.44-52. 14. Речь и интеллект в развитии ребенка / А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1927.- 234 с. 15. Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы логопедии / Отв. ред. Селиверстов В.И. - М., 1980. - С.57-63. 16. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: Гном-пресс, 1999. - 164с. 17. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. 18. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. - М.: АРКТИ, 2005. - 239 с. 19. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ. 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 20. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во АПН РФСР, 1959. - 115 с. 21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diplomba.ru/work/102763 (дата обращения: 16.06.2023)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Социальные коммуникации специалиста по социальной работе»
Количество страниц:
33
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Уникальные отели мира: опыт привлечения туристов
Количество страниц:
15
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Политический анализ экономического процесса в Московской области
Количество страниц:
25
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image