ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ 4
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТЫ 4
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.3 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СКЛОННОСТИ К МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТАМ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕНИИ 11
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 14
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Читать дальше
Конфликты можно считать неотъемлемой частью любой сферы человеческой деятельности. Конфликт – это всегда сложное и многогранное социальное явление. Конфликт – наиболее острый способ разрешения существенных противоречий, возникающих при взаимодействии, который заключается в борьбе с субъектами конфликта и обычно сопровождается отрицательными эмоциями. Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным в плане возникновения межличностных конфликтов.
Повышенный конфликтный потенциал подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности. Межличностный конфликт подростков можно рассматривать как ситуацию напряженного развития личности, для которой характерна перестройка когнитивных образований, динамика мотивов, ценностей и т. д.
После изучения психологического значения межличностных конфликтов в подростковом возрасте, в практической части работы я исследовал особенности межличностных конфликтов подростков с помощью эмпирических методов. При условии, что существует связь между личностными особенностями подростков и особенностями межличностных конфликтов у них.
Для проверки этой гипотезы были изучены особенности межличностных конфликтов младших подростков со сверстниками, а также личностные особенности и сопоставлены результаты исследования. Исследование показало, что межличностные конфликты возникают довольно часто среди подростков. Однако эти конфликты не отличаются большой продолжительностью. Подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, называя в качестве основной причины несправедливые поступки и оскорбления. В конфликте большинство подростков проявляют активные поведенческие стратегии, целью которых является нахождение взаимоприемлемых решений в конфликтных ситуациях, а также самоудержание посредством открытой борьбы за свои интересы во время взаимодействия. Выявлено, что чем больше у подростков конфликтов, чем выше их самооценка и чем больше они стремятся к соперничеству, тем чаще они вступают в конфликты со сверстниками, тем больше они обвиняют в конфликте других и тем длительнее длятся конфликты.
В связи с этим, а также ввиду того, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми чертами личности. Важно, чтобы педагоги, родители, психологи не подавляли конфликты между подростками при организации и осуществлении воспитательного процесса, а развивали у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность, формировали навыки конструктивного взаимодействия. Все это способствует преодолению присущей подросткам высокой конфликтности, делает отношения между подростковыми группами более гармоничными, повышает уровень их потенциала к обучению и развитию.
Таким образом, мы считаем, что задачи данной исследовательской работы выполнены, цель достигнута. Результаты исследования могут быть интересны специалистам, работающим в сфере образования.
Читать дальше
1. Абибуллоева С. А. Межличностное общение подростков с девиантными формами поведения //Форум молодых ученых. – 2019. – №. 2 (30). – С. 33-38.
2. Беженцева А. Р. Межличностные конфликты в подростковой среде //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – №. 6-1. – С. 16.
3. Бочкарникова Э. Г., Николаева А. А., Савченко И. А. Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков //Педагогика и просвещение. – 2018. – №. 4. – С. 104.
4. Гаврилова И. М., Егорычева О. Ю. Подросток и конфликты //Молодой учёный. – 2018. – №. 24 (210). – С. 303.
5. Евтенко А. А., Исаакян О. В. Исследование межличностных конфликтов в подростковом возрасте //Молодой исследователь: вопросы науки и практики. – 2019. – С. 23-27.
6. Жампина А. Ш., Жампина А. С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте //актуальные психолого-педагогические исследования. – 2018. – С. 141-144.
7. Исмаилова З. И. Межличностные конфликты в общении подростков //Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2018. – №. 2. – С. 9-9.
8. Перевозкин С. Б., Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии //Science for Education Today. – 2018. – Т. 8. – №. 1. – С. 23-44.
9. Фортова Л. К., Эджибадзе А. В. Нравственное воспитание подростков как инструмент профилактики их межличностных конфликтов //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 3 (88). – С. 125-127.
10. Эджибадзе А. В. Предупреждение межличностных конфликтов подростков в общеобразовательных организациях //Перспективы науки. – 2020. – №. 11. – С. 60-62.
Читать дальше