ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ АСПЕКТ 5
1.1 Сущность понятия концепт 5
1.2 Признаки и типы концепта 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
2 МЕТАФОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1 Общая характеристика метафоры 15
2.2 Использование национального корпуса русского языка для исследований в области метафоры 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Читать дальше
На сегодняшний день не существует универсального представления о сущности понятия. Прежде всего важно отметить, что концепт всегда характеризуется символическим содержанием.
По сути, он отражает все, что люди знают, думают, воображают и предполагают в контексте данного явления, предмета или события.
Таким образом, символическое содержание является одной из особенностей каждого концепта. Также важно отметить, что для любого концепта характерна его соотнесенность с культурными реалиями носителей языка.
В связи с этим на сегодняшний день большую популярность приобрели 2 подхода к изучению концептов: лингвистический и когнитивный. Представители первых отмечают, что главным в изучении концепта является его словарное наполнение, а потому изучать его целесообразно с точки зрения языкознания.
Представители когнитивного подхода уверены, что самое главное в этой концепции — фиксация мыслительной деятельности носителей языка, мыслительного содержания.
Следует отметить, что эти подходы не противоречат друг другу, все они учитывают сложность и многогранность понятий, в связи с чем понятие требует комплексного изучения культуры, сознания и языка.
Каждый концепт характеризуется определенной содержательной структурой. При анализе этой структуры принято выделять три основных компонента: чувственный образ, информационное содержание и интерпретативное содержание.
Чувственный образ определяется яркостью отображения смысловой нагрузки и проявляется в большей степени в средствах транспорта, названиях астрономических объектов, характеристике родственных связей и т. д.
Информативность раскрывается в необходимом минимуме когнитивных признаков, определяющих специфику данного концепта. Интерпретативное содержание, с другой стороны, представляет собой набор когнитивных функций, которые позволяют определить концептуальное содержание в лексической системе (тип выводного знания).
При анализе каждого понятия его следует анализировать с учетом каждого из этих элементов, поскольку только совокупность этих признаков позволяет полностью понять содержание этого понятия.
При изучении понятия исследователи уделяют большое внимание таким терминам, как понятие и значение.
Концепт лишь отражает воспринимаемые характеристики объекта, в то время как концепт признается учеными как ментальная единица картины мира, содержащая некоторые культурологические знания. По мнению современных лингвистов, значение слова хотя и необходимо для толкования термина, но является лишь единицей семантического пространства языка.
Целесообразно начинать изучение каждого понятия с изучения этимологии каждого слова, в том числе с развития этих значений.
В настоящее время существует несколько способов изучения понятий, объединенных кумулятивным изучением трех компонентов: лексики, текста и экспериментального материала.
Широко распространен метод нахождения так называемого «ключевого слова» - основной реализации понятия, благодаря которому обеспечивается неоднозначность и частотность его употребления.
Существует несколько способов изучения концепта: выявление состава ключевого семени, анализ лексической парадигмы различных размеров и типов, вербализирующих конкретный концепт, анализ материала пословиц и афоризмов, анализ лексической сочетаемости слов, репрезентирующих концепт, дискурсивное исследование концепта.
Таким образом, в ходе исследования цель была достигнута.
Читать дальше
1. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2020. - 408 c.
2. Бахтияров, К.И. Принципы универсального языка (проблема Универсальной характеристики Лейбница): Билингва: английский-русский / К.И. Бахтияров. - М.: Ленанд, 2022. - 112 c.
3. Бобахо В. А., Левикова С. И. Культурология. Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов; ФАИР-Пресс - М., 2019. - 400 c.
4. Гаврилова, Н.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.А. Гаврилова. - СПб.: Лань, 2019. - 264 c.
5. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 книгах. Книга 1; Петрополис - М., 2020. - 368 c.
6. Кацнельсон, С.Д. Общее и типологическое языкознание / С.Д. Кацнельсон. - М.: КД Либроком, 2019. - 344 c.
7. Кошелев, А. Д. Когнитивный анализ общечеловеческих концептов / А.Д. Кошелев. - М.: Языки славянской культуры, 2019. - 911 c.
8. Moatti, A. (2003). Les droits de l’homme et la démocratie: une double exigence. Pouvoirs, 2021 -205 с.
9. de Laubier, P.-Y. (2007). Les droits de l’homme et la lutte contre le terrorisme. Hermès, La Revue-2007/3, 2020 -199 с.
10. Richard, Dredge Cars of the future. 77 unique world projects of concept cars / Drij Richard. - M.: PUBLISHING HOUSE «AST», 2020. - 320 с.
Читать дальше