Введение 3
1 Систематизация права. Понятие. Виды 5
1.1 Понятие систематизации права 5
1.2 Систематизация права в современных условиях 10
2 Виды систематизации права 13
2.1 Кодификация 13
2.2 Инкорпорация 18
2.3 Консолидация 25
2.4 Учёт 27
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 36
Читать дальше
Систематизация права является важной составляющей законотворчества и направлена на наведение порядка в огромном массиве нормативно-правовых актов.
Важность систематизации в современном быстроменяющемся мире определяется необходимостью обеспечения такого состояния права, которое позволяет оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы и обеспечивать защиту законных права и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
В современных условиях массив нормативно-правовых актов содержит акты, которые противоречат друг другу, дублируют друг друга, отдельные положения документов являются неточными или допускают неоднозначное толкование и т.д. Систематизация права позволяет устранять все эти недостатки законодательства.
Еще одной проблемой является наличие большого количества действующих нормативно-правовых актов СССР. Простая сплошная отмена таких документов недопустима, т.к. положения многих из них не утратили своей актуальности. Для уменьшения объема наследованных нормативно-правовых актов необходимо проведение плановой тщательной работы. Такая работа проводится по поручению Президента Российской Федерации. В результате часть документов отменяется, часть объединяется в один и т.д.
Выделяется четыре основных вида систематизации права – учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.
Самым простым видом систематизации является учет, но он позволяет создать условия для оперативного получения необходимых сведений о действующих нормативно-правовых актах. Учет ведется в различных формах (журнальный, карточный и т.д.). Учет может вестись физическими лицами, юридическими лицами, органами государственной власти. Часто для такой работы создаются соответствующие организационно-штатные структуры. В своей деятельности такие структурные подразделения широко используют правовые информационно-справочные системы (коммерческие или собственной разработки).
Со временем появляется большое количества нормативно-правовых актов в одной области права, что создает определенные трудности для их применения в практической деятельности. В таких случаях необходимо использовать консолидацию. Консолидация позволяет создать один укрупненный нормативно-правовой акт вместо нескольких, но который объединяет в себе положения нескольких нормативно-правовой акт. При консолидации не происходит изменения содержательной части всех объединенных нормативно-правовых актов, но их количество и объем резко сокращается.
Еще одной формы систематизации является инкорпорация. При инкорпорации не происходит изменения содержания нормативно-правовых актов, они объединяются полностью либо частично в сборники или собрания в необходимом порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).
Результатом инкорпорации является сборник (собрание) нормативно-правовых актов. Т.е. при инкорпорации производится только внешняя обработка действующих нормативно-правовых актов.
В отличии от консолидации при кодификации происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов в один единый согласованный акт и при этом происходит не только изменение формы, но и изменяется содержание этих нормативно-правовой актов.
Кодификация одновременно является и видом систематизации права, и видом деятельности правотворческих органов Российской Федерации. Целью кодификации является устранение несогласованности, разрозненности и противоречий между действующими нормами, что позволяет радикально улучшить законодательство за счет отбрасывания устаревших норм права, за счет более тесной и логичной внутренней увязки частей нормативно-правовых актов, за счет формирования такой структуры нового нормативно-правового акта, которая лучше отвечает современным требованиям.
Таким образом, систематизация права необходима не только для создания стройной понятной системы нормативно-правовых актов в Российской Федерации, но для создания необходимых условий для дальнейшего развития законодательства в Российской Федерации, которое должно соответствовать всем требованиям государства, общества и гражданина, обеспечивать возможности защиты всех прав и свобод человека и гражданина, а также национальных интересов Российской Федерации.
Таким образом, все задачи, поставленные в курсовой работе, решены, а цель достигнута.
Читать дальше
1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023)// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
5. Распоряжение Президента РФ от 18.03.2011 № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
6. Приказ Минюста России от 23.03.2023 № 44 «Об утверждении плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2023 год» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
7. Приказ Минюста России от 03.03.2022 № 35 «Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2022 год» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
8. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 10.07.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
9. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 10.07.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
10. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
11. Указ Президента РФ от 13.01.2023 № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации») // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
12. Указ Президента РФ от 05.04.1994 N 662 (ред. от 03.03.2022) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.08.2023).
13. Регламент работы Совета депутатов муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (решением Совета депутатов МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от 08.06.2006 № 59) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://важины.рф/sovet-deputatov/reglament (дата обращения: 16.08.2023).
14. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
15. Барихин, А.Б. Большая юридическая энциклопедия. (Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии») – М.: Книжный мир, 2010. – 960 с.
16. Болтовская, Т.В. Понятие и виды учета нормативных правовых актов // «Молодой учёный». –2021. – № 18 (360). – С. 391-393.
17. Бошно, С.В. Учёт нормативных правовых актов // Право и современные государства. – 2018. – № 5. – С. 58-64.
18. Вергелес, Д.Е. Основы кодификации законодательства // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. – 2013. – № 3 (31). – С. 137-141.
19. Гордиенко, П.Ю. Сущность и юридическая природа систематизации права // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. – 2012. – № 2 (17). – С.247-256.
20. Желдыбина, Т.А. Направления кодификации российского законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 2 (109). – С. 75-79
21. Исаков, В.Б. Некоторые проблемы новой российской кодификации // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – №4. – С. 83-91.
22. Карнаухова, Е.В. Понятие инкорпорации локальных нормативных правовых актов // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2008. – № 3(6). – С. 4-14.
23. Кирилкин, К.К. Направления и виды систематизации права // Новый юридический вестник. – 2018. – № 4 (06). – С. 1-3.
24. Кожевников, В.В. К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2019. – Т. 16, № 1. – С. 29–36.
25. Кожевников, В.В. К проблеме систематизации нормативно-правовых актов в Российской Федерации и о правилах ее юридической техники // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 4(136). – С. 11-21.
26. Кумышева, М.К., Толдиев, А.Б. Проблемы и перспективы обеспечения единства законодательства Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 18. – С. 109-110.
27. Липень, С.В. Трансформация теории систематизации законодательства в эпоху цифровизации права // Lex russica. – 2022. – Т. 75. № 2. – С. 132–147.
28. Миронов, В.О., Зин, Н.В. Систематизация законодательства: понятие и виды // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 7(175). – С. 48-50.
29. Петракова, М.С. Систематизация законодательства как способ обеспечения эффективности правового регулирования // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2021. – №11. – С. 233-240.
Читать дальше