Введение 3
1. Теоретическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте 5
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности 5
1.2 Особенности структурного строения ценностных ориентаций 6
1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков 7
1.4 Понятие «характер» и «акцентуация характера» 9
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте 12
2.1 Организация и методика исследования 12
2.2 Описание и анализ результатов исследования 14
2.3 Выводы эмпирического исследования 16
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Таким образом, ценность является важным элементом в жизни каждого человека. Ценностные ориентации определяют направленность личности, ее интересы, потребности и мотивы. Формирование ценностных ориентаций происходит под влиянием различных факторов, таких как семья, образование, сверстники, культура и общество. Понимание и учет ценностных ориентаций является важным аспектом в работе с молодежью, так как это помогает создавать условия для их развития и самореализации.
Ценностные ориентации имеют сложную структуру, включающую различные компоненты, такие как цели, идеалы, нормы, убеждения и установки. Каждый компонент играет свою роль в формировании общей системы ценностных ориентаций личности, и их взаимодействие определяет направленность и характер деятельности человека. Понимание особенностей структурного строения ценностных ориентаций позволяет более эффективно осуществлять работу по формированию ценностного сознания молодежи и развитию их потенциала.
Также необходимо отметить, что на формирование ценностных ориентаций подростков влияет множество факторов, которые действуют как индивидуально, так и в совокупности. Семья, образование, сверстники, средства массовой информации, культурные и социальные нормы, личный опыт - все это оказывает влияние на то, какие ценности и установки формируются у подростка. Поэтому для эффективного формирования ценностных ориентаций важно учитывать все эти факторы и создавать условия для развития личности подростка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.
Характер является одним из ключевых понятий в психологии, которое описывает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер формируется под влиянием различных факторов, включая генетические и социальные, и проявляется в поведении и отношениях человека. Понимание характера позволяет лучше понять личность человека и прогнозировать его поведение в различных ситуациях.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на теории о том, что ценности являются важными факторами, определяющими поведение человека. Этот метод позволяет определить, какие ценности наиболее важны для человека, и как они влияют на его поведение.
Данная методика состоит из двух частей: списка ценностей и списка ситуаций, в которых человек может столкнуться с выбором между разными ценностями. Человек должен оценить каждую ситуацию по шкале от 1 (совершенно не важно) до 18 (очень важно). Затем результаты обрабатываются, и выводится рейтинг ценностей, который показывает, какие из них наиболее важны для данного человека.
По результатам исследования ценностей и характерологических особенностей подростков, мы можем сделать следующие выводы:
Наиболее важными терминальными ценностями у подростков являются интересная работа, счастливая семейная жизнь, верные друзья и здоровье. Наименее значимыми ценностями оказались спокойствие в стране/мире, удовольствие и общественное признание. Среди инструментальных ценностей лидируют жизнерадостность, образованность, честность и рационализм.
Читать дальше
1. Безрукова А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха / А.Н. Безрукова // Инновации в науке. 2016. №12-2 (61). – 25 с.
2. Бескова Т.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций личности и ее склонности к зависти / Т.В. Бескова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №3. – 53 с.
3. Горшенина Н.В. Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций / Н.В. Горшенина // Вестник ЧГУ. 2013. №4. – 37 с.
4. Желанова А.М. Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста / А.М. Желанова // Бюллетень науки и практики. 2018. №7. – 18 с.
5. Костарева К.Д. Особенности взаимосвязи акцентуаций характера и показателей успеваемости и посещаемости старшеклассников / К.Д. Костарева // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. №3. – 84 с.
6. Ковалева А.И. Социокультурная субъектность как основа тезаурусной концепции молодежи / А.И. Ковалева // Горизонты гуманитарного знания. 2020. №1. – 11 с.
7. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). – 64 с.
8. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). – 4 с.
9. Кускеева М.О. Акцентуация характера / М.О. Кускеева // Евразийский научный журнал. 2017. №5. – 91 с.
10. Лифшиц М.В. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера / М.В. Лифшиц // Акмеология. 2013. №1 (45). – 78 с.
11. Луков В.А. Субъектность молодежи в процессах социализации и инкультурации / В.А. Луков // Горизонты гуманитарного знания. 2020. №1. – 32 с.
12. Мантрова М.С. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей / М.С. Мантрова // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 – 64 с.
13. Макарова Н.Г. Теоретические аспекты изучения характера личности с позиции отечественных психологов / Н.Г. Макарова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. №5. – 85 с.
14. Михайлова В.П. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит / В.П. Михайлова // СибСкрипт. 2009. №1. – 31 с.
15. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. 2011. №4. – 21 с.
16. Николаенко Я.Н. Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера / Я.Н. Николаенко // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №105. – 45 с.
17. Петрова Е.Г. Экспериментальное исследование личностных особенностей подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотизации / Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.09.2023).
18. Попова Т.А. Смыслы и ценности. структурные компоненты смысложизненных ориентаций / Т.А. Попова // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.09.2023).
19. Овчинников Б.В. Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов / Б.В. Овчинников // Психология. Психофизиология. 2016. №1. - 12 с.
20. Ромашова Л.О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи / Л.О. Ромашова // Горизонты гуманитарного знания. 2021. №3. – 46 с.
21. Федосеева Т.Е. Специфика смысложизненных ориентаций старших подростков / Т.Е. Федосеева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. - 28 с.
22. Федосеева Т.Е. Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте / Т.Е. Федосеева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – 16 с.
23. Чимаров С.Ю. Акцентуация характера личности и ее основные виды / С.Ю. Чимаров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-2. – 67 с.
24. Чихачёв М.В. К вопросу о структуре характера и его развития / М.В. Чихачёв // МНКО. 2015. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.09.2023). – 21 с.
25. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации" / Е.В. Ярина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. – 34 с.
Читать дальше