Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы современных практик массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………….5
1.1 Понятия и характеристики массовой и элитарной культуры……………..5
1.2 Динамика массовой и элитарной культуры………………………………..8
1.3 Взаимосвязь массовой и элитарной культуры……………………………..9
Глава 2. Практические примеры и роль русских классических фильмов…...12
2.1 Массовая культура: анализ русских классических фильмов и их влияние на общество…………………………………………………………………………12
2.2 Элитарная культура: роль классического кинематографа в формировании культурных элит…………………………………………………………………17
2.3 Новые горизонты: современные фильмы и их роль в массовой и элитарной культуре………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..29
Читать дальше
В современном обществе массовая и элитарная культуры представляют собой взаимопроникающие и взаимосвязанные элементы, взаимно обогащающие и дополняющие друг друга. Массовая культура иногда воспринимается как аналогия «высоких» культурных форм и, несмотря на свою доступность, имитирует и воспроизводит многие элементы элитарной культуры. Однако следует отметить, что такое явление не всегда следует оценивать негативно.
По своей сути массовая культура является важным аспектом повседневной жизни граждан. Особенно это актуально для современных граждан, которые, несмотря на узкую специализацию своей профессиональной деятельности, предпочитают использовать информацию из доступных источников, таких как каталоги и Интернет, в различных аспектах своей жизни.
Анализ показывает, что многие виды творчества, в том числе эстрадное, цирковое и опереточное, так или иначе связаны с массовой культурой. Вы можете частично влиять на него или просто существовать в нем. Это ясно показывает, что популярная культура и ее взаимодействие с другими формами творчества и культуры гораздо более сложны и интересны, чем думают многие люди.
Однако такие культурные различия могут быть источником конфликтов как внутри культурных групп, так и между ними. Для решения подобных проблем важен диалог между культурами, но в то же время важно, чтобы он был равноправным и взаимообогащающим. В конечном итоге культурный обмен и совместные мероприятия, такие как фестивали и концерты, способствуют формированию общечеловеческих ценностей, включая гуманизм, сострадание и взаимопомощь.
Массовая культура, проявляя себя как обеспечение своего времени, имеет отрицательные и положительные стороны. Тем не менее, бесконтрольное ее формирование и распространение приводит к неритмическому формированию ее сторон, иногда все лучшее отклоняется во второстепенную плоскость, а худшее преувеличивается и выпирает, стремясь обвиснуть лицом.
И если нынешнее общество декларирует главной личной ценностью человеческую личность, а не благо некоторых производителей индустрии массовой культуры, то необходимо контролировать проявления массовой культуры и способствовать формированию элитарной, которая должна стать отправной точкой. В таком случае массовая культура окажет положительное влияние на формирование общества в целом и на личность в тонкостях.
Соединение антагонистических потоков массовой и элитарной культур в свое время возникло, а не стало формироваться пресловутый «социалистический реализм».
Следовательно, в области массовой культуры могут существовать разнообразные и даже противоположные стандарты, которые в разные периоды времени могут иметь разную степень значимости. Эти стандарты могут включать в себя классические, фольклорные и элитарные элементы. Фактически, это разнообразие является исходным положением, позволяя воздействовать на развитие истинных ценностей, будь то унаследованных из прошлого или сформированных в настоящее время. Они не должны оставаться ограниченными верхними, труднодоступными слоями культуры, а должны быть доступными и живыми в различных аспектах жизни.
Вероятно, в размышлениях культурных мыслителей «верх» не будет казаться столь благородным и недостижимым, как это могло показаться в прошлом, в то время как «низ» не будет казаться таким цинично низким, как это могло бы казаться в современном мире.
Читать дальше
1. Веселова М.Н. Мировая художественная культура. Учебник для СПО. М: Кнорус, 2023. 446 с.
2. Василенко И.В. Трансформация элитарной и массовой культуры в условиях медийной конвергенции // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №2. С. 434-438.
3. Густякова Д.Ю. Классика на грани массовой культуры: стратегии репрезентации // Ярославский педагогический вестник. 2020. №6. С. 199-208.
4. Дорогова Л.Н. Культурология. Теория и история культуры. Учебник + еПриложение. М: Кнорус, 2022. 248 с.
5. Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности. Учебно-методическое пособие. М: Планета музыки, 2021. 160 с.
6. Даниленко А.Н. Цифровая культура XXI века: симулякр или новая реальность? // Архонт. 2020. №6. С. 114-120.
7. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М: Проспект, 2023. 288 с.
8. Костина А.В. Массовая и элитарная культуры как функциональные системы: к проблеме определения понятий // Вестник культурологии. 2022. №6. С. 9-29.
9. Кузнецова Е.В. Средства массовой информации как фактор формирования культурно-коммуникативных практик в условиях информационной цивилизации // Вестник культурологии. 2022. №3. С. 177-188.
10. Липский В.Н. Развитие и трансформации массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2021. №5. С. 218-225.
Читать дальше