ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЛЕКСЕМ В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ………………………. 5 1.1. Понятие и сущность процесса концептуализации в лингвистике………………………………………………………………... 5 1.2. Особенности концептуализации лексики в обыденном сознании языкового коллектива……………………………………………………... 8 ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НАЗВАНИЙ ПЛОДОВЫХ КУЛЬТУР В МАССОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ………………………………………………………………………... 12 2.1. Особенности семантики названий плодовых растений в китайской лингвокультуре……………………………………………………………12 2.2. Номинации плодовых культур в концептосфере русского языка………15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 20

Концептуализация названий плодовых растений в китайской и русской лингвокультурах в аспекте обыденного языкового сознания»

курсовая работа
Языкознание
20 страниц
97% уникальность
2023 год
14 просмотров
Евстафьева М.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЛЕКСЕМ В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ………………………. 5 1.1. Понятие и сущность процесса концептуализации в лингвистике………………………………………………………………... 5 1.2. Особенности концептуализации лексики в обыденном сознании языкового коллектива……………………………………………………... 8 ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НАЗВАНИЙ ПЛОДОВЫХ КУЛЬТУР В МАССОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ………………………………………………………………………... 12 2.1. Особенности семантики названий плодовых растений в китайской лингвокультуре……………………………………………………………12 2.2. Номинации плодовых культур в концептосфере русского языка………15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 20
Читать дальше
Глобальные изменения, произошедшие в обществе в конце прошлого и начале нынешнего столетий, тесно связаны с развитием информационной сферы. В результате её активного формирования интенсифицировалось взаимодействие разных культур, ранее не соприкасавшихся, а сегодня охваченных единой информационной сетью. Неотъемлемым компонентом каждой из них является язык, выступающий этническим признаком. Представления различных этносов в процессе межкультурного взаимодействия опираются на особенности собственной лингвокультуры, которая образуется из накопления ментальных содержаний, хранящихся в памяти её носителей и подвергающихся трансформациям, коннотациям и разного рода искажениям. Данный факт обусловливает трудности взаимодействия культур, преодоление которых происходит путем приведения образов чужого сознания к образам своей лингвокультуры.


Дипломная работа по государственному и муниципальному управлению на заказ позволит вам не тратить свое время. Доверьте написание дипломной работы профессионалам.


В связи с этим в настоящее время в центре внимания таких отраслей лингвистической науки, как лингвокогнитология и лингвокультурология, находится проблема различия процессов функционирования языковых единиц в разных лингвокультурах. Актуальность исследования. В последние десятилетия в связи с политическими и социально-экономическими трансформациями в мире резко активизировалось взаимодействие представителей китайской и русской лингвокультур, языковые картины мира которых во многом не совпадают. Цивилизационные различия и отсутствие сходного исторического опыта населения двух стран, а также малое количество научных работ, посвященных особенностям китайской лингвокультуры, как в России, так и за рубежом, придают настоящему исследованию чрезвычайную актуальность. Объектом изучения данной курсовой работы является процесс концептуализации лексики в массовом языковом сознании. Предметом исследования выступает концептуализация лексических единиц, обозначающих плодовые культуры, в китайском и русском языках. Цель данной работы состоит в выявлении особенностей концептуализации названий плодовых растений в массовом языковом сознании представителей китайской и русской лингвокультур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать сущность понятия концептуализации в лингвистике. 2. Осветить особенности формирования концептов в массовом языковом сознании. 3. Раскрыть закономерности концептуализации названий плодовых растений в китайской лингвокультуре в аспекте обыденного языкового сознания. 4. Рассмотреть особенности формирования концептов на основе лексем, обозначающих плодовые культуры, в русском массовом языковом сознании. Методологической базой исследования послужили работы О.Д. Вишняковой, К.А. Гонгапшевой, Ю.В. Очередько, А.М. Каликовой, И.В. Крюковой, Ван Ци, О.Л. Заболотневой, О.Ф. Циберной и др. Методы исследования, задействованные в данной работе, включают анализ теоретической литературы по теме работы, синтез полученных данных, лингвистический анализ слова, компонентный анализ лексических единиц. Структура курсовой работы. Данная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы из 14 наименований. Во введении обозначены цель и задачи исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, раскрыты теоретические аспекты концептуализации словарного состава языка в массовом сознании. Во второй главе исследованы особенности концептуализации названий плодовых растений в обыденном языковом сознании носителей китайского и русского языков. В заключении подведены итоги и сделаны выводы по работе в целом

Читать дальше
В ходе исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, было рассмотрено понятие концептуализации в лингвистике и раскрыта его сущность, описаны основные закономерности концептуализации словарного состава того или иного языка в обыденном сознании его носителей, проанализированы примеры концептуализации названий плодовых растений в китайской и русской лингвокультурах, выявлены сходства и отличия. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что формирование концептов в человеческом языковом сознании является одним из важнейших двигателей эволюции, поскольку выступает инструментом познания окружающей действительности. Сложность явления концептуализации заключается в двойственной роли, которую выполняет язык в человеческом обществе, выступая и результатом, и средством когнитивной деятельности. Кроме того, национально-культурные особенности, характерные для каждого отдельного этноса, придают процессу формирования концептов в разных лингвокультурах особое своеобразие. Примером различия процесса концептуализации в разных языковых культурах может служить переосмысление названий плодовых растений в китайском и русском языках в аспекте обыденного сознания их носителей. В китайской лингвокультуре многие концепты, выражаемые указанной группой лексем, часто воплощают духовные ценности и моральные категории, в силу исторических особенностей непонятные и несвойственные представителю русской лингвокультуры. В данном случае ни общенаучные, ни прагматические признаки денотатов рассматриваемых лексем не участвуют в образовании новых смыслов, концептуализация происходит только на основе оценочной составляющей их семантики. Таким образом, без пристального внимания к системе ценностей носителей исследуемых лингвокультур невозможно получить ключ к пониманию слов, выражающих определенные концепты.
Читать дальше
1. Агапкина, Т.А. Символика деревьев в фольклоре и традиционной культуре славян: яблоня / Т.А. Агапкина // Studia Litterarum. – 2017. – Т. 2. - № 1. – С. 284-305. 2. Ангелова, М.М. «Концепт» в современной культурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М., 2004 - С. 3-10. 3. Ван Ци. Информация о культуре народа в семантике устойчивых выражений с компонентом-фитонимом «слива» и «дуб» // Вестник ЧГУ. – 2022. – Вып. 127. - № 1 (459). – С. 109-116. 4. Велькович, М. Фитоним Яблоко в русской языковой картине на фоне сербской / М. Велькович // Известия ВГПУ. – 2020. - № 7 (150). – С. 147-154. 5. Вишнякова, О.Д. Прозвищное наименование как процесс взаимодействия лингвистической семиотики и семиотической концептологии / О.Д. Вишнякова, В.А. Александрова // Научные ведомости. – 2015. – Вып. 28. –– № 24 (221). – С. 51-60. 6. Гизатулина, А.Ф. Лингвокультурологические аспекты в лингвистическом анализе / А.Ф. Гизатулина // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 329-331. 7. Гнеуш, М.С. Лингвокультурный концепт в аспекте концептуализации мира / М.С. Гнеуш // Филологический аспект. – 2020. - № 2 (58). – С. 15-21. 8. Гонгапшева, К.А. Языковая концептуализация мира в названиях русских мультипликационных фильмов / К.А. Гонгапшева // Научная мысль Кавказа. – 2021. – № 2. – С. 130-134. 9. Заболотнева, О.Л. Лингвокультурологическая составляющая «природа» наименований брендов в китайском рекламном дискурсе / О.Л. Заболотнева, О.Ф. Циберная // Вестник ЮУрГУ. – 2021. – Т. 18. - № 3. – С. 17-21. 10. Красовская, Н.А. Русские названия некоторых деревьев и кустарников: символическое значение / Н.А. Красовская // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2020. - № 4 (39). – С. 120-129. 11. Крюкова, И.В. Концептуализация топонима в русском языковом сознании / И.В. Крюкова // Грани познания. – 2010. - № 5 (10). – С. 24-27. 12. Михайлова, О.А. Метафора в русских и китайских фразеологизмах со значением «Внешность человека» / О.А. Михайлова, Ли Вэньлу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – Ч. 2. – № 5 (59). – С. 117-120. 13. Очередько, Ю.В. Особенности лексической номинации растительного мира в китайском языке / Ю.В. Очередько, А.М. Каликова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2019. – Т. 12. – Вып. 3. – С. 301-305. 14. Алимов, Р. Абрикосовая дипломатия / Р. Алимов // Журнал «Китай» [Электронный ресурс] – URL: http://www.kitaichina.com/rbestxinwen/202004/t20200415_800201093.html (дата обращения: 06.09.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности применения здоровьесберегающих технологий в условиях инклюзивного образования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Авторские каналы с интервью на YouTube как СМИ нового типа
Количество страниц:
18
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Когнитивное направление А. Бека
Количество страниц:
40
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image